Страховщиков накажут депозитарием
Специализированный депозитарий для страховщиков может заработать раньше
С июля
Это компании, провинившиеся перед регулятором: те, кто нарушил правила размещения резервов (или собственных средств) либо допустил какие-то нарушения, за которые регулятор применил к ним санкции, рассказал собеседник «Ведомостей», знакомый с подготовкой документа и дискуссией между чиновниками Центрального банка и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).
В качестве примера сотрудник ФСФР приводит компании «Россия» и «Югория», проходящие процедуру финансового оздоровления под контролем регулятора. Уже сейчас они дополнительно отчитываются перед ФСФР о всех своих операциях с ценными бумагами в рамках инвестиционной деятельности.
Обо всех своих операциях информируют службу и 20 крупнейших страховщиков. Обязывать их пользоваться спецдепозитарием не предполагается, говорят собеседники «Ведомостей». Сейчас ФСФР с трудом справляется с анализом получаемых от них данных (см. врез).
Обсуждаются разные форматы работы со спецдепозитарием, но попасть под его контроль можно будет на срок до года, говорит сотрудник ФСФР: «Пока не улучшится финансовое состояние компании либо она не отчитается о завершении процедуры оздоровления».
«Перед законом все должны быть равны, однако если цель введения спецдепозитария – исключительно оздоровление компании и наблюдение за данной операцией, то тогда можно и сепарировать игроков», – рассуждает гендиректор «Либерти Страхования» Сергей Ковальчук. Спецдепозитарий не может быть выборочным, согласен первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин. По его мнению, все страховщики могут и должны использовать этот инструмент для более качественного пруденциального надзора. А вот вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин считает этот инструмент «неочевидным», напоминая, что ни в одной стране мира нет его обязательности для страховщиков: «По сути, спецдеп превратится в сизо для страховщиков, его функция – в полицейскую, да еще и страховщикам придется оплачивать ее из своего кармана. К тому же нельзя забывать, что спецдепозитарий – сам участник финансового рынка. Если бы он был один и со 100-процентным госучастием, это стало бы более понятным инструментом регулятивного характера».
Соломатин напоминает, что переход на саморегулирование предполагал передачу контроля за активами компаний в СРО. Они, как показывает опыт РСА и НССО, вполне эффективно наблюдают за качеством инвестиций своих членов (союзы следят за тем, куда размещаются гарантийные депозиты их членов), продолжает Соломатин. «Это функция контроля, которая должна быть на регуляторе либо должна быть передана рынку, и место спецдепа здесь неочевидно», – резюмирует Соломатин.
«Спецдеп хорош, где есть риски для длинных денег, например страхования жизни, где нужно следить за исполнением инвестиционных деклараций, – говорит замдиректора «Эксперт РА» Павел Самиев, – а когда речь идет о расчете резервов, это не очень верная мера, особенно если использовать ее в качестве наказания, – получается, регулятор передает надзорную функцию спецдепам. Должно быть повышенное внимание регулятора, а не перекладывание на спецдепозитарий».
Дюжина контролеров
Сейчас в ФСФР надзором и контролем за размещением резервов и инвестициями всех страховщиков занимается 12 человек, рассказали «Ведомостям» два сотрудника службы. Им приходится обрабатывать огромный объем информации: двадцатка крупнейших и компании, находящиеся в процедуре финансового оздоровления, обязаны информировать службу о всех сделках с ценными бумагами.
Источник: Ведомости, №146, 14.08.13
Автор: Нехайчук Ю.
< Предыдущая | Следующая > |
---|