MoneyTreeGrowthПо оценке аналитиков Института экономической политики имени Е.Гайдара, к началу весны экономика подошла в умеренно-пессимистическом состоянии, если соотнести его с основными прогнозами, уже сделанными на 2016 г. То есть без признаков роста, но и без тяжелого провала ВВП в целом (что не отменяет мрачной картины по отдельным отраслям), с сохранением негативной тенденции по реальным доходам при удержании относительно высокого уровня занятости, с нарастающей напряженностью в бюджете, которая если не парализует, то многократно усложняет принятие тактических мер по поддержке различных секторов экономики.

Банковский сектор стагнирует

Как отмечают аналитики Института им. Гайдара, I квартал не подтвердил худшие опасения, возникшие в связи с недавним резким падением цен на нефть и новым витком девальвации. Отсутствие даже признаков паники на валютном рынке и, более того, некоторая его перенасыщенность (на фоне которой недавние «контрвалютные» действия ЦБ выглядели неожиданными и недостаточно объясненными), сохранение относительно спокойной ситуации в банковском секторе можно отнести к «плюсам», истинная ценность которых становится очевидной лишь при смене их на «минусы».

Не случайно масштабная поддержка, оказанная в прошлом году банковскому сектору, вызвала неоднозначную реакцию: «банкам так много, а реальному сектору – так мало». Кроме общественной нелюбви к кредитным учреждениям, разделяемой, кстати, во многих странах, она обосновывалось и тем, что капитализация банков не привела к заметному повышению их кредитной активности. Тем не менее само отсутствие банковской паники и, тем более, «каскадного» обрушения банковской системы трудно переоценить, отмечают эксперты.

В 2015 г. объем господдержки банковского сектора составил 1,7 трлн рублей. В том числе докапитализация ведущих банков превысила 1,1 трлн (включая 800 млрд рублей – крупнейших госбанков). Почти в 500 млрд рублей оценивается предоставленная в минувшем году помощь санируемым банкам. В том же году выплаты АСВ вкладчикам банков, лишившимся лицензии, составили 369 млрд рублей. Поскольку Фонд обязательного страхования мог обеспечить лишь часть этих выплат, Агентство по страхованию вкладов получило возможность прибегнуть к помощи Банка России. В целом, по мнению экспертов, меры поддержки позволяют говорить, что достаточность банковского капитала находится на приемлемом уровне.

Однако сохраняемое относительное спокойствие не заслоняет факта стагнации данного сектора экономики. Кроме того, платой за это становятся не только триллионные суммы, но и продолжающееся фактическое огосударствление банковской системы.

Пессимизм ЦБ

18 марта 2016 года Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 11,00% годовых.

Несмотря на некоторую стабилизацию на финансовых и товарных рынках и замедление инфляции, инфляционные риски остаются высокими, отмечается в сообщении ЦБ. Они связаны с конъюнктурой нефтяного рынка, сохранением инфляционных ожиданий на высоком уровне, неопределенностью отдельных параметров бюджета. Для достижения цели по инфляции Банк России может проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику в течение более продолжительного времени, чем предполагалось ранее. По прогнозу Банка России, с учетом принятого решения годовая инфляция составит менее 6% в марте 2017 года и достигнет целевого уровня 4% в конце 2017 года.

Принимая решение о ключевой ставке, Совет директоров Банка России исходил из ожиданий более низких, чем в декабрьском прогнозе, цен на нефть. На нефтяном рынке сохраняется избыток предложения на фоне замедления роста экономики Китая, расширения поставок нефти из Ирана и усиления конкуренции за доли рынка. Поэтому некоторое восстановление цен на нефть в последние недели может оказаться неустойчивым. Учитывая это, Банк России заложил в обновленный базовый сценарий прогноза среднюю цену на нефть в 30 долларов США за баррель в 2016 году и ее постепенное повышение до 40 долларов США за баррель к 2018 году.

По оценке ЦБ, курс рубля к доллару США снизился в феврале 2016 года на 1,3% по сравнению с предыдущим месяцем, а с начала года (по отношению к декабрю 2015-го) – на 9,8%. Средний номинальный курс доллара к рублю в феврале составил 77,22 рубля за доллар против 76,25 в январе 2016-го. Реальный курс рубля к доллару (по оценке) просел на 0,8% по отношению к январю и на 8,6% с начала года. Реальный эффективный курс рубля, по оценке ЦБ, потерял 0,9% в месячном исчислении и 7,3% с начала года.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 29 апреля 2016 года.

Кредитование: ставки снижаются, но медленно

Согласно результатам исследования, проведенного Ассоциацией российских банков совместно с компанией Frank Research Group, в I квартале снижение ставок по большинству категорий кредитов продолжается незначительными темпами. Изменение ставок происходит плавно, без резких колебаний, в диапазоне от минус 2,19 п.п. до плюс 1,22 п.п.

Так, ставки по всем категориям кредитов наличными – как краткосрочным, так и долгосрочным – понизились. Наибольшее изменение полной стоимости кредита за январь 2016 года среди всех продуктов произошло в сегменте краткосрочных кредитов наличными на суммы от 30 тыс. до 100 тыс. рублей (-2,19 п.п.), а наименьшее – в том же сегменте, но на суммы свыше 300 тыс. рублей (-0,04 п.п.).

В январе 2016 года ставка по автокредитам для новых автомобилей повысилась, а для автомобилей с пробегом стала ниже, продолжая тренд, начавшийся в июле 2015 года.

Разница между максимальной и минимальной ставками по кредитным картам в январе сократилась, составив 9,48 процентного пункта (10,52 п.п. в декабре). Так, ставки по картам с лимитом кредитования до 100 тыс. рублей в январе снизились. Ставки по картам с лимитом более 100 тыс. рублей повысились.

POS-кредиты, как краткосрочные, так и долгосрочные, на суммы свыше 100 тыс. рублей и на суммы меньше 30 тыс. рублей подешевели относительно декабря 2015 года, а в средней группе (от 30 тыс. до 100 тыс. рублей) – подорожали. Но все эти изменения не превысили 0,85 п.п.

15 февраля ЦБ определил среднерыночные значения полной стоимости потребительских кредитов за IV квартал 2015 года, применяемые в качестве ориентиров для соответствующих договоров, которые финансовые организации будут заключать с физлицами во II квартале 2016 года. Изменения этого показателя носят разнонаправленный характер. Так, максимальная полная стоимость автокредитов на II квартал снижена с 22,756% до 21,845% для автомобилей с пробегом до 1 тыс. км и с 37,012% до 33,995% – для авто с пробегом более 1 тыс. км.

По POS-кредитам на срок до года значения полной стоимости кредита находятся в диапазоне от 29,459% до 36,17% против 29,559–38,716% в предыдущем расчетом периоде, а для сроков свыше года среднерыночная полная стоимость такого кредита составляет 27,501–33,37% (до этого – 28,393–35,128%). Максимально разрешенная полная стоимость кредита на II квартал 2016 года для данных сроков составляет 39,279–48,227% и 36,668–44,493%.

Подробнее читайте в свежем выпуске журнала «Банки и страховые компании».

Источник: Википедия страхования, 21.03.16