Yakusheva IV-2На вопросы портала «Википедия страхования» отвечает генеральный директор страховой компании «СОГАЗ-Жизнь» Ирина Якушева.

– Ирина Владимировна, как сказался кризис на корпоративном сегменте страхования жизни? Сократилось ли число страхователей, объемы покрытия? Какие компромиссные варианты предлагают сегодня страховщики?

– Корпоративное страхование жизни более чувствительно к кризисным явлениям в экономике, чем индивидуальное страхование. По нашей оценке, по итогам 9 месяцев 2015 г. корпоративное страхование жизни уменьшилось примерно на одну пятую к объемам аналогичного периода 2014 г.

При уменьшении прибыли от основной деятельности работодатели сокращают объем средств, направляемых на социальную поддержку работников, в том числе на личное страхование. При этом преимущества корпоративного страхования жизни, которые стимулируют привлечение высококвалифицированного персонала и обеспечивают лояльность сотрудников, в условиях кризиса становятся неочевидными для работодателей, так как в число антикризисных мероприятий часто входит сокращение персонала и уменьшение расходов на персонал.

В целом количество страхователей по корпоративным договорам в кризисные времена сокращается незначительно, но снижается объем премий, прежде всего, за счет уменьшения количества застрахованных работников по накопительным программам страхования.

Страховщики в этих условиях предлагают разные варианты: например, если у предприятий нет достаточных средств для оплаты действующих договоров, то может быть предложен перерыв в оплате взносов с соответствующим уменьшением страховых сумм, досрочное прекращение договора с перезаключением на новых условиях с уменьшением объема покрытия и т.п.

– Чем продиктована смена установки страховщиков относительно необходимости создания компфонда по страхованию жизни?

– Страховщики жизни самостоятельно не продвигали вопрос о необходимости создания гарантийного фонда по ряду причин. Если обратиться к международному опыту, то сейчас менее чем в 40% стран Евросоюза есть гарантийные фонды по различным видам страхования, при этом страховой рынок европейских стран имеет несопоставимо более долгую историю развития, чем российский страховой рынок. Например, в Германии гарантийный фонд для страховщиков жизни был создан всего лишь в 2002 г., его участниками являются 90 страховых компаний, при этом размер отчислений в фонд с учетом статистики банкротств не обременителен для участников фонда.

Российский рынок страхования жизни находится в начальной стадии развития и количество клиентов несопоставимо, например, с количеством вкладчиков банков, соответственно, возможный ущерб от банкротства одного или нескольких страховщиков жизни может затронуть ограниченное число страхователей.

В то же время, в отношении страховщиков жизни требования к осуществлению страховой деятельности одни из наиболее строгих на финансовых рынках России. Это касается и требований к минимальному размеру уставного капитала, который выше, чем у универсальных страховых компаний, и к использованию спецдепозитария, и т.п., – все это позволяет снизить риски преднамеренного банкротства страховщиков жизни.

– Оцените, пожалуйста, перспективы рынка на 2016 год.

– Несмотря на то что страхование жизни развивается наиболее высокими темпами по сравнению с другими видами страхования, база для дальнейшего роста в текущих условиях все более ограничена: с учетом уменьшения доли среднего класса уменьшаются возможности роста накопительного страхования, при уменьшении объемов кредитования снижаются объемы премии по страхованию заемщиков и т.п. Поэтому можно прогнозировать рост рынка страхования жизни не выше 12%.

Подробнее читайте в свежем выпуске журнала «Страхование жизни».

Источник: Википедия страхования, 18.01.16