«Росгосстрах» поставлен в угол на полгода. Его пример, по идее ЦБ, должен дисциплинировать остальных страховщиков.

Бывалые люди советуют, столкнувшись с несколькими противниками, атаковать самого сильного: если удастся его нейтрализовать, остальные могут отступить. В российском автостраховании это «Росгосстрах». За прошлый год он продал более трети всех полисов ОСАГО в стране, выручив 52,6 млрд руб., еще на 28,2 млрд он продал полисов каско – итого больше половины из 142,8 млрд руб. его сборов. Такой результат позволяет конкурировать за звание крупнейшего страховщика с СОГАЗом. Неудивительно, что именно по «Росгосстраху» нанес удар Центробанк, решив навести порядок на рынке ОСАГО. Лицензия «Росгосстраха» на ОСАГО приостановлена на полгода: он не может заключать новые договоры, а должен только обслуживать старые.

Получив право устанавливать тарифы, ЦБ внял просьбам страховщиков и повысил их, заодно разрешив ценовую конкуренцию: цена полиса теперь не одна у всех, ее можно менять в пределах 20%. Одновременно выросли выплаты и введена единая методика расчета ущерба. Взамен ЦБ просил прекратить «маленькие шалости», на которые шли компании, чтобы повысить рентабельность. «Шалости» давно известны. Отказ в продаже полисов людям из «убыточной» категории. Навязывание дополнительных продуктов, особенно в регионах. Отказ применить скидку по коэффициенту «бонус-малус» за безаварийную езду.

Тарифы подняли, а «шалости» не прекратились. Это и вызвало гнев регулятора: в заявлении ЦБ отмечается количество жалоб на «Росгосстрах» с апреля (тарифы выросли с 12-го). Все эти нарушения, носившие у «Росгосстраха», как отмечает ЦБ, «массовый характер», в той или иной степени практиковали многие. «Росгосстрах» отдувается за весь рынок, но с лидера и спрос особый, а он, пожалуй, самый «шаловливый». Способствовала история: региональная сеть бывшего Госстраха СССР не имеет аналогов по проникновению во все, даже самые удаленные, точки страны.

Благодаря в том числе «шалостям» у «Росгосстраха» одно из лучших соотношений выплат к сборам (выплаты в исполнении «Росгосстраха» – отдельная история; семь лет назад я побывал в его центре урегулирования убытков – такую концентрацию людского горя и слез мне редко доводилось видеть), и компания может себе позволить под лозунгом социальной ответственности установить в большинстве регионов минимальный тариф. Возражения «Росгосстраха» о том, что число жалоб в ЦБ – это «тысячные доли процента» от всех застрахованных компанией, – лукавство. Доля «отказников», которые пойдут искать правды к регулятору, измеряется не десятками и вряд ли даже единицами процентов.

План ЦБ, кажется, сработал. Остальные страховщики думают прежде всего о том, как смягчить потери для рынка. Приостановка лицензии «Росгосстраха» – все равно что временно запретить Сбербанку принимать вклады: тряхнет всех. ЦБ обещает «уделить повышенное внимание ситуации с доступностью ОСАГО» и указывает, куда жаловаться в случае проблем с приобретением полисов в других компаниях или получением выплаты по ОСАГО в «Росгосстрахе». Насколько болезненным окажется удар по рынку, зависит от того, как будет платить «Росгосстрах».

Источник: Ведомости, 28.05.15

Автор: Сафронов Б.