Вчера в Общественной палате обсуждался законопроект об усилении ответственности участников туристического рынка и повышении уровня правовой защиты туристов. Встреча в очередной раз показала, что предложенные поправки требуют серьезной доработки. Однако, в отличие от других обсуждений, на этот раз, по словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, критика касалась не столько отдельных статей, сколько общей направленности законопроекта, а главное – его несвоевременности. «В Общественной палате понимают, что с момента написания законопроекта ситуация на рынке, в стране и мире резко изменилась. Более того, первоначальный вариант был кардинально изменен, фактически переписан, и принятие закона в нынешнем виде может просто уничтожить отрасль», – пояснил он RATA-news.

Важно, что по итогам обсуждения Общественная палата решила обратиться в правительство с просьбой перенести сроки первого слушания законопроекта. Оно, согласно графику Госдумы, должно пройти 24 февраля 2015 года. Серьезным достижением вчерашней встречи Юрий Барзыкин считает также возможность провести до этого чтения парламентские слушания, что позволит собрать максимально полный спектр мнений по законопроекту.

Вчера же в Общественной палате также еще раз четко заявили о своем требовании страховщики, которые добиваются исключения из готовящегося закона страхования гражданской ответственности туроператоров как формы финансового обеспечения. Ранее Всероссийский союз страховщиков (ВСС) официально обратился с этим предложением в Госдуму, Банк России, Минфин России и другие госорганы. Об этом же шла речь на недавнем заседании Экспертного совета при Банке России. По данным ВСС, в 2014 году ущерб гражданам, выезжающим за рубеж, по вине туристических компаний составил порядка 4 млрд рублей, что в десятки раз превышает размер страховой премии, полученной от туроператоров. Негативная тенденция наметилась еще в 2009 году, но 2014 год стал настоящим испытанием для страховщиков.

«Многие из нас больше не хотят страховать операторов. На этом сегменте рынка страховщиков осталось – единицы, но и у них портфель минимальный, число клиентов сокращается, а не растет», – пояснила RATA-news исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева. По ее словам, требование лишить туроператоров возможности страховать свою ответственность у коммерческих страховщиков вполне закономерно. «Когда нас «призвали» в 2007 году в эту отрасль, мы готовы были страховать только банкротства туроператоров. А столкнулись с тем, что туркомпании приостанавливают деятельность по любому поводу и без повода на свое усмотрение. Такие риски мы страховать не готовы», – рассказала собеседница.

Юрий Барзыкин полагает, что у турбизнеса и страховщиков еще есть шансы договориться. «Очевидно, что дело не в самом институте страхования. По этому принципу работает весь цивилизованный мир. Проблема в размытости страхового случая в турбизнесе. Но это решаемо. Мы попросили страховые компании четко сформулировать условия и процедуру остановки деятельности туроператора», – сказал он. Этот вариант также обсуждался вчера в Общественной палате.

Г-н Барзыкин уверен в необходимости продолжать диалог с другими участниками рынка, как бы сложно он ни складывался: «Главное сейчас – не отдать законопроект на откуп чиновникам, а делать все самим, учитывая изменившуюся ситуацию в бизнесе и взаимные интересы».

…Но операторам от этого не легче

На фоне оптимистических новостей о возможном переносе первых слушаний спорного законопроекта еще более драматично выглядит положение главных виновников «торжества» – туроператоров. Из-за того, что страховщики ужесточили свои требования по фингарантиям, большинство из них не может продлить договор о страховании гражданской ответственности. При этом требования отраслевого закона о наличии фингарантии как условия деятельности туроператора на выездном рынке никто не отменял. В такой ситуации есть два варианта: либо уйти из реестра и продолжить работу, например, в статусе турагента, либо оформить банковскую гарантию. По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, банковская гарантия – это тяжелейшие условия: «Нужно фактически заморозить ту сумму, на которую страхуется туроператор. Если строго следовать букве закона и страховаться в соответствии с оборотами, набегает очень большая сумма. Поскольку условие сложное, то вполне резонно, что многие туроператоры прекращают деятельность и переходят в категорию турагентов».

Неудивительно, что сейчас, как рассказала RATA-news начальник Правового управления Ростуризма Изо Арахамия, Ростуризм больше исключает операторов из Единого федерального реестра, чем вносит: «По нашим наблюдениям, многие компании меняют вид деятельности, переориентируясь на внутренний туризм. Кто-то уходит в агентский бизнес или объединяется с другой фирмой, откладывая получение фингарантий до момента принятия закона. Другие, чтобы сохранить место в реестре, меняют сферу деятельности и параллельно ищут компанию, которая их застрахует». По данным Ростуризма, общее число туроператоров в 2014 году по сравнению с 2012-м сократилось несильно – с 4685 до 4275. А вот перераспределение по видам деятельности более ощутимо. В 2012 году внутренним туризмом занималось 1889 компаний, а в 2014-м – уже 2626. Произошло это за счет снижения числа выездных компаний: в 2012 году их было 2796, а два года спустя – всего 1649. Число въездных компаний сократилось с 580 до 161.

По словам исполнительного директора ERV Юлии Алчеевой, страховщики еще в августе предупреждали Ростуризм о том, что в феврале многие операторы могут остаться без фингарантий. А недавно ВСС проинформировал Банк России и Ростуризм, что на туристическом рынке активизировались страховые компании, ранее с турбизнесом не работавшие. Что, конечно, настораживает, учитывая сложную экономическую реальность и недавний горький опыт, например, с компанией «Восхождение».

Причем, если у Ростуризма особых полномочий контролировать страховые компании нет, то Банк России – регулятор с солидными правами. И если он решится их применить, то положение операторов станет совсем незавидным. Ведь тогда они лишатся и тех немногих страховщиков, которые готовы заключить с ними договоры страхования ответственности, то есть выдать «бумажку», способную сохранить для них место в реестре и, следовательно, дать возможность заниматься операторской деятельностью на законных основаниях.

Источник: RATA-news, №3730, 03.02.15

Автор: Ставцева С.