Андрей Сапунков (фамилия изменена. – Прим. авт.) пропал в конце прошлого лета. Был Андрей одинок, как перст. С женой развелся давно, родственников в Волгограде не имел. В райцентре Фролово осталось у него небольшое предприятие по добыче металла, но бизнес умирал, и никто из бывших сотрудников отсутствием шефа не озаботился. Не побежали в полицию и соседи – Сапунков в Волгограде снимал разные квартиры, никогда не жил в одном месте подолгу. Так бы и сгинул человек в безвестности, если бы не верные друзья.

Они дружили вчетвером еще с Качинского летного училища, точно Д'Артаньян и три мушкетера. И вот теперь трое друзей пришли в бюро несчастных случаев. Так и так, товарища нигде не могут найти: в квартире не появляется, на связь не выходит уже неделю.

А буквально через день их пригласили на опознание утопленника.

– Узнаете? – судмедэксперт указал на стол.

Тело было сильно обезображено, на вид пролежало в воде больше недели, однако тогда никто не обратил на это внимания, ведь товарищи сразу признали Сапункова. Не по лицу, на нем почти не осталось кожи, по наколкам.

На синюшном предплечье виднелись языки пламени, а на груди – прицел и группа крови.

– Это точно Андрей. Его татуировки, – подтвердили приятели, и им без лишних проволочек выдали труп.

Через несколько дней покойника спешно кремировали, и остался от него только пепел да воспоминания.

Начальник убойного отдела

А через три месяца, в декабре 2013-го, в полицию пришел Станислав Адерий, сотрудник службы безопасности одной из страховых компаний Волгограда. И призрак Сапункова снова замаячил на горизонте.

– К нам поступило письмо от другой страховой компании, – рассказывает Станислав. – Спрашивали, не было ли у нас клиента Сапункова. А у нас, действительно, был такой. Застраховал жизнь на 2,5 миллиона. Я стал выяснять дальше, оказалось, за месяц до его скоропостижной смерти он получил еще семь таких же полисов на общую сумму в 16,5 миллиона. Представляете?! И каждый раз получателями были его друзья.

Те самые три мушкетера, три бывших летчика, что опознали труп. Это уже Адерий выяснил в ходе собственного расследования. Вообще, любая страховая компания обязательно проверяет историю гибели клиента, поэтому в фирму Адерия и позвонили коллеги, к которым уже обратились за выплатами по полису Сапункова. А тут еще и сумма всплывала небывалая, да и профессиональный азарт дал себя знать.

Станислав Адерий 23 года служил в правоохранительных органах, был начальником убойного отдела. И на криминал у него особый нюх.

А в этом деле просто картина маслом нарисовалась.

Тело опознавали друзья, которые значились получателями по всем страховкам. Труп выглядел так, будто человек утонул не неделю назад, а гораздо раньше. На страничке в социальной сети, где на фото Сапунков гордо демонстрировал свой торс, никаких татуировок на нем не было. Тело утопленника не закопали, а кремировали.

В том, что имеет дело с мошенничеством, Адерий уже не сомневался. Но пока не ясно было главное.

– У меня было две версии: то ли Сапункова прихлопнули друзья-товарищи ради солидных страховых, то ли он с ними в доле и лег на дно, – рассказывает Станислав. – А еще не давала покоя мысль, что умирать Сапункову было выгодно. Во-первых, получил бы долю от страховки, а во-вторых, избавился бы от долгов. Как я успел выяснить, у него их было больше трех миллионов.

Адерий настоял, чтобы провели генетическую экспертизу: взяли волосы дочери Сапункова и ткани внутренних органов утопленника, которые сохранились в морге. Но ткани были настолько разложившимися, что генетический код восстановить не удалось.

Однако начальник убойного отдела не сдавался.

А утопленник-то ненастоящий!

Если бы не профессиональный талант и настойчивость Станислава Адерия, может, до сих пор бы на Центральном кладбище стояла в стене с урнами табличка: Андрей Сапунков, 1967–2013. А теперь не стоит. Изъяли, поскольку прах гражданина Сапункова таковым не оказался.

Полицейские нашли подлинного Сапункова за несколько дней, живого, здорового и настолько уверенного в гениальности своего плана, что он попросту потерял бдительность. Клиент многочисленных страховых компаний свободно пользовался своим телефоном, появлялся на людях. Задержали «покойника» в ресторане. Выкручиваться перед следователем бывший военный летчик не стал.

– Сапунков говорил страховым агентам, что едет на заработки на Север, родственников у него нет, поэтому оформляет все на друзей. Расчет был прост: собрать со страховых как можно больше и исчезнуть, – уверен Александр Сапаргалиев, старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Волгоградской области.

Таким образом, подтвердилась вторая версия Адерия – Сапунков рассчитывал через друзей получить деньги, разумеется, поделившись с товарищами. Вот только непонятно, как сам собирался жить дальше: он даже документы не поменял. В целом же план был прост, но, как выяснилось, не столь гениален. Друзья заявляют о его пропаже. Однако, чтобы исчезнувшего человека признали мертвым, должно пройти немало времени. А денежки приятели рассчитывали получить сразу. Так что неопознанное тело изначально входило в их план, поэтому первый же попавшийся труп они окрестили Андреем Сапунковым.

Сейчас все четверо в СИЗО. Если вина авантюристов будет доказана, им грозит до десяти лет колонии.

– Бывали случаи, когда волгоградцы выписывали «левые» справки о поломанных руках-ногах, чтобы обвести вокруг пальца страховую компанию. Но играть собственные похороны… Такого еще не было! – следователь разводит руками.

После «гибели» Сапункова страховые компании успели-таки выплатить 2 миллиона рублей его друзьям. Теперь, естественно, требуют деньги обратно.

Урну с прахом утопленника персонал кладбища отправил в хранилище. Вот еще одна загадка: кого на самом деле сожгли в печи крематория. Но, скорее всего, она так и останется без ответа.

Источник: Комсомольская правда, 02.09.14

Автор: Ермакова Ю.