Прокуратура Курганской области организовала проверку страховых компаний, предоставляющих договоры ОСАГО. Поводом послужили многочисленные жалобы граждан на отказы страховщиков заключать договоры ОСАГО без покупки дополнительных услуг, что значительно увеличивает конечную стоимость полисов.

По сведениям «Ъ», подобная ситуация в течение последних двух месяцев наблюдается и на страховом рынке Свердловской области.

Прокуратура Курганской области 15 мая сообщила о начале надзорной проверки соблюдения законодательства при заключении договоров ОСАГО местными страховыми компаниями. По данным ведомства, поводом послужили многочисленные обращения граждан, которые указывают на завышенную стоимость страхового полиса ОСАГО в региональных филиалах страховых компаний за счет навязанных дополнительных услуг. Другие страховые компании, со слов граждан, не могут оформить полис, ссылаясь на отсутствие бланков. «В результате владельцам транспортного средства приходится либо платить завышенную стоимость полисов, либо ждать поступления бланков для оформления ОСАГО в других страховых компаниях, что нередко приводит к нарушению сроков оформления страховых полисов», – отмечают в ведомстве. В прокуратуре сообщили, что в каждом случае будет решаться вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.

Как пояснил на условиях анонимности руководитель отдела продаж одной из региональных страховых компаний, напряженная ситуация с полисами ОСАГО сложилась во всех регионах УрФО. «Каждому менеджеру выдается строгое количество полисов, которые предназначены для пролонгирования действующих договоров, но даже и их не хватает. Продавать обычные полисы категорически запрещается без страховок жизни, а это порядка 1–2 тыс. рублей сверх цены ОСАГО, полис у агента компания просто не примет – он будет оштрафован», – рассказал собеседник «Ъ».

Самый высокий коэффициент убыточности по ОСАГО среди регионов УрФО – в Курганской и Челябинской областях. По данным портала «Страхование сегодня», в 2013 году в Челябинской области выплаты составили 71,6% от премий, а в Курганской – 71,3%. «Нужно понимать, что 20% от тарифа ОСАГО идет на расходы ведения дела, еще 3% – отчисление в фонд компенсационных выплат РСА. Страховщик должен производить выплаты из оставшихся 77%. Есть много компаний, у которых коэффициент убыточности составляет 95–100%. Универсальные компании балансируют портфель за счет размазывания его по регионам и разным видам страхования», – неофициально пояснили «Ъ» в одной из федеральных страховых компаний. По словам собеседника, главная проблема страховщиков – низкий тариф ОСАГО.

Как рассказали в пресс-службе «Росгосстраха», закон об ОСАГО и его базовые тарифы действуют уже более 10 лет, однако инфляция и обновление автопарка привели к тому, что возросла средняя стоимость урегулирования убытка. «Кроме того, благодаря буму потребительского и автокредитования за руль село большое число водителей-новичков, при этом в среднем автомобиль стал стоить дороже. Параллельно за время действия закона были увеличены обязательства страховщиков в части жизни и здоровья, тогда как тариф остался прежний», – пояснили «Ъ» в пресс-службе компании, добавив, что в целом по стране имеют коэффициент убыточности «в пределах нормы».

По мнению гендиректора СК «Северная казна» Александра Меренкова, за последние полтора года выплаты по ОСАГО увеличились за счет двух составляющих: мошенников и «бездумного применения закона о защите прав потребителей в части суммы выплат». «Сейчас не существует единых критериев оценки убытков. Пользуясь позицией судов, юридические фирмы зарабатывают на том, что предоставляют экспертизы с наибольшей суммой, взыскивают штрафы, пени. Средняя сумма взыскания из-за этого вырастает в 2–2,5 раза. По многим регионам выплаты у компаний приближаются к 100% от собранных денег», – отметил господин Меренков. Он считает, что создание единой методики оценки убытков сегодня важнее, чем повышение тарифов. По данным «Северной казны», в первом квартале 2014 года сборы по ОСАГО по России составили 394,7 млн рублей, выплаты – 212,4 млн рублей.

Сопредседатель свердловского регионального отделения движения автомобилистов в России Анатолий Горлов считает, что страховщики сами загнали себя в ситуацию, когда вынуждены навязывать дополнительные услуги. «Действительно, суды повально встают на сторону автомобилистов, применяя закон о защите прав потребителей, который, как уверяют страховщики, не должен действовать на этом рынке. Страховщики говорят, что их обманывают, но куда смотрят их службы безопасности и эксперты? Если это мошенничество – боритесь с ним, это ваш бизнес», – отмечает он.

Источник: Коммерсантъ (г. Екатеринбург), №82, 16.05.14

Авторы: Лесовских И., Тронина А.