Супруга Сергея Чемезова приобрела разработчика системы для умного автострахования.

В марте 2016 г. Екатерина Игнатова, жена Сергея Чемезова, приобрела 99% компании «Системные решения». Ее единственный актив – 100% компании «Лаборатория умного вождения» которая с 2015 г. занимается проектом умного страхования Smartdriving.io. Специальное оборудование помогает определить манеру вождения, и это влияет на стоимость страховки каско.

Весь 2014 год «Системные решения» искали инвесторов и интерес к проекту проявила Екатерина Игнатова, рассказывает управляющий партнер и основатель Smartdriving.io Михаил Анохин. Он связывает это с наличием у Игнатовой «глубокой экспертизы и интереса» к бизнесу, связанному с автокомпонентами; в частности, она совладелец компании «Кате» – разработчика «уникальной автоматической коробки передач».

Игнатова подтвердила «Ведомостям», что тема «различных систем, связанных с автомобильным рынком», для нее привлекательна, а «Системные решения» создали уникальный продукт, который позволит снизить стоимость страхования (ответы переданы через пресс-службу «Ростеха»). «Емкость рынка очень серьезная», – считает Игнатова: рынок умного страхования за 2015 г. она оценивает в 30000 полисов, но с каждым годом этот показатель увеличивается в разы, так что к 2021 г. этот рынок может превысить 200 млрд руб. в год.

«Системные решения» были учреждены в 2015 г. и уже успели побывать у двух владельцев. Учредил их Анатолий Агафонов, бывший сотрудник фонда Quinta Capital Partners Рубена Варданяна (QCP, управлял деньгами Варданяна и его друзей). Но почти сразу он передал компанию кипрской Jetshare Trading Ltd., единственной владелицей которой, по данным кипрского реестра, является гражданка Испании Мария Баер-Пахомова. Это сестра Романа Пахомова, гендиректора принадлежащей «Ростеху» лизинговой компании «Авиакапитал-сервис», указывал он сам на сайте для составления генеалогического древа «Родовод». «Ведомостям» Пахомов передал, что не может комментировать дела Баер-Пахомовой, так как не имеет к ним никакого отношения.

Не связан с «Лабораторией умного вождения» и QCP, говорит его представитель: «Инициаторы проекта вышли на Игнатову напрямую». Сама Игнатова подтверждает: ее проект никак не связан ни с «Тройкой диалог», ни с другими структурами.

Сайт «Лаборатории умного вождения» представляет ее как разработчика телематической платформы, включающей в себя специальные устройства (будут выпускаться по контракту на российских заводах), ПО и картографический сервис и позволяющей получать информацию о состоянии двигателя автомобиля, о характере вождения его владельца и множестве других параметров. В первую очередь проект интересен страховым компаниям, говорят сотрудники Smartdriving: он позволит оценить риски и снизить стоимость каско для аккуратных водителей.

Анохин прежде работал директором по развитию компании «Р-телематика» – одного из крупнейших участников рынка умного страхования.

В январе 2016 г. «Р-телематика» подписала соглашение с НП «Глонасс» о совместном создании продуктов и сервисов для страховых компаний и автопроизводителей. На российском рынке всего три компании с собственными готовыми решениями в области умного страхования, считает коммерческий директор «Р-телематики» Алексей Касаткин: сама эта компания, «Раксел телематикс» и итальянская MetaSystems. Пока умное каско внедрили или запустили в пилотном режиме только 14 российских страховщиков, знает он. Этот рынок будет расти, по его прогнозу, на 10–60% в год и к 2020 г. новым продуктом будет пользоваться до 45% страхователей. Компания Игнатовой, по его мнению, приблизится к лидерам рынка к 2018 г.

Сильным игроком на рынке умного страхования может стать и Renova Group Виктора Вексельберга, в конце 2014 г. заплатившая 405 млн евро за итальянскую Octo Telematics – международного провайдера телематических услуг для страховых компаний и автомобильного рынка (ранее входила в MetaSystems). На момент сделки в портфеле Octo было 3,8 млн контрактов в семи странах, от Италии до США и Бразилии. Будет ли она заниматься умным страхованием в России, представитель Renova Group не ответил.

Оценить этот рынок в России сложно, признается представитель «АльфаСтрахования». Эта компания с 2015 г. предлагает клиентам «Очень умное каско», за год сборы составили около 100 млн руб. В этом году она рассчитывает увеличить их в 2–3 раза, но в любом случае российский рынок ничтожен и исчисляется десятками тысяч установок против нескольких миллионов в той же Италии, говорит представитель «АльфаСтрахования».

Страховая группа «УралСиб» видит рост интереса к телематическому каско, его доля в портфеле уверенно растет, рассказывает заместитель гендиректора по развитию бизнеса группы Иван Шорников. Ссылаясь на экспертные оценки, он прогнозирует, что к 2020 г. доля умного продукта на рынке каско вырастет до 40%.

Главное, чтобы «Системные решения» не превратились в квазигосударственного оператора наподобие оператора системы «Платон», собирающего с водителей грузовиков плату за проезд по федеральным трассам, оговариваются сотрудники некоторых страховых компаний в неофициальных беседах (оператор «Платона» – РТИТС, совместная компания Игоря Ротенберга и «Ростеха»). Игнатова отрицает любую возможность административной поддержки со стороны «Ростеха». Телематическое страхование – розничный продукт, приобретать который заинтересованы «физические лица, страховые компании и автодилеры, а не госкорпорация и автозаводы», уверен Анохин.

Автомобильное прошлое

Самый известный инвестиционный проект Игнатовой – первый в России завод по производству автоматических коробок передач (АКПП) для автомобилей. Заниматься им начала в 2004 г. ее компания «Кате». В 2009 г. «АвтоВАЗ» (крупнейшим акционером которого был «Ростех») заключил с ней договор на подготовку производства АКПП, но вскоре контроль над «АвтоВАЗом» перешел к Renault-Nissan. В 2012 г. автозавод сообщил, что будет закупать АКПП у известного японского производителя Jatco.

Источник: Ведомости, 30.06.16

Автор: Сагдиев Р.