Три картины Исаака Левитана, выкраденные из его дома-музея в городке Плес на Волге, уже становились добычей грабителей. Как рассказала «Известиям» глава департамента культуры и культурного наследия Ивановской области Светлана Шмелева, 20 лет назад музей, тогда еще не защищенный качественной сигнализацией, был ограблен.

– Вора нашли, но заказчики найдены явно не были, – вспоминает директор Плесского музея-заповедника Алла Чаянова. – А если и были, то имена их остались для нас тайной. Человек, в доме которого изъяли полотна, был исполнителем, и его уже нет в живых.

Музей, наученный горьким опытом, позаботился о качественной охранной системе: в 2010 году его оборудовали трехуровневой сигнализацией и стеклопакетами со специальным ударостойким стеклом. Но похитители, как справедливо заметила Светлана Шмелева, тоже не стоят на месте – они «совершенствуют свои навыки и работают более усердно». В прошлом году УВД зафиксировало неудачную попытку проникновения в музей. Сегодня – констатировало удачную.

Полиция прибыла к дому-музею спустя 4 минуты после срабатывания сигнализации. Прочное стекло было разбито, экспозиция недосчиталась пяти картин, преступники уже были далеко.

Исчезли «Речная заводь» (страховая оценка – 20 млн рублей), «Розы», «Овраг с забором», «Тихая речка» и «Полустанок» (от 13 до 15 млн каждая).

Галерист Ильдар Галеев считает, что реальная цена полотен примерно вдвое выше.

– В последнее время цены на Левитана здорово повысились: сейчас аукционная цена каждой такой работы – в районе $1 млн. Но еще у советских коллекционеров обладать Левитаном означало входить в высшую лигу. Даже этюдиками размером с ладошку люди гордились, – рассказал он.

Впрочем, заказчику преступления, скорее всего, нет дела до миллионов. Продать украденные шедевры он никогда не сможет, а следовательно, и не хочет.

– Все картины Левитана наперечет, – говорит Ильдар Галеев. – У него никогда не было повторяющихся сюжетов, не было авторских вариантов, которые трудно отличить друг от друга. Поэтому, украв работу из музея, ее невозможно где-то преподнести как авторское повторение. Заказчик преступления осознавал, что получает картину, которую никогда не сможет ни продать, ни показать кому-то. Это серый или черный коллекционер, любитель Левитана, который собирается держать полотна у себя в подземелье, никого туда не пуская и удовлетворяя собственные амбиции, возвышаясь рядом с Левитаном, висящим напротив его дивана.

По словам Галеева, такие поклонники изящных искусств есть во всем мире – недаром из тщательно охраняемых европейских музеев регулярно крадут картины, которые невозможно перепродать. Но в данном случае речь, скорее всего, идет о фанате, живущем в России.

– Сейчас большой культ Левитана в Израиле, поскольку по национальности он еврей. Не исключена перспектива контрабанды украденных картин туда. Но настоящие коллекционеры знают, что вывезти их невозможно: скрутить холст в рулон значит погубить живопись, потому что красочный слой будет крошиться, – объяснил Галеев.

К поиску виртуозных исполнителей (судя по записям с видеокамер, их было двое) и эгоистичного заказчика преступления приступили следователи из Москвы. Возбуждено уголовное дело.

Источник: Известия, 06.08.14

Автор: Тимофеев Я.