В России страхование ответственности руководителей пока, к сожалению, распространено гораздо меньше, чем, например, «золотые парашюты» для них же.

Этот вид страхования в мировой практике получил название D&O (Directors and Officers Liability Insurance) – страхование ответственности органов управления компании (CEO, топ-менеджеров, членов совета директоров, независимых директоров) перед собственниками, акционерами и третьими лицами на случай предъявления требований о возмещении ущерба, возникшего в результате управленческих решений и действий.

У нас чаще принято благодарить за проделанную работу, нежели беспокоиться о том, что что-то может пойти не так. Хотя вероятность возникновения проблем (вследствие умышленных рискованных действий, некомпетентности или просто ошибки) отрицать, безусловно, нельзя.

Медленно, но верно страхование ответственности директоров становится своего рода знаком качества для компаний. Приобретая полис D&O, компания не только демонстрирует доверие своим менеджерам, но и лишний раз подчеркивает, что даже самые невероятные случаи не повлияют на итоговые результаты их работы и не смогут нанести никакого вреда и ущерба компании и любым заинтересованным лицам. Это вполне рациональный подход, ведь исключить человеческий фактор пока еще не удалось никому, а вот застраховать его вполне реально.

По некоторым оценкам, договоров D&O на суммы свыше 100 млн долларов в России сейчас не так уж много – не более 15. Вместе с тем, достаточно популярны полисы с лимитом ответственности до 10 млн долларов, и далеко не всегда такие лимиты покупает средний бизнес – крупные компании тоже нередко берут небольшие лимиты (особенно если нет четкого требования со стороны директоров), когда экономия побеждает чувство опасности. Стоимость же самых доступных полисов D&O начинается от двух тысяч долларов, и, несмотря на минимальное покрытие, они также могут оказаться весьма полезными.

Полис страхования ответственности директоров включает в себя не только денежное возмещение вреда, но и различные виды поддержки и сопровождения. Это услуги юристов, консультантов в различных сферах, а также PR-специалистов. Покрытие даже может включать расходы на защиту и восстановление деловой репутации в связи с публикацией негативной информации в социальных сетях.

Полис D&O может быть полезен компаниям, работающим на самых разных рынках, но для публичных компаний, чьи акции котируются на зарубежных фондовых рынках и в менеджменте которых присутствуют иностранные руководители, он совершенно необходим.

Одним из ключевых критериев выбора страховой компании в части страхования ответственности директоров является ее опыт именно в этом сегменте. Статистика выплат в России свидетельствует, что огромное значение имеет опыт специалистов по урегулированию убытков именно по D&O в силу особенностей российской правоприменительной практики. Важным плюсом при этом является наличие у компании офисов в других странах мира, поскольку иски зачастую могут быть предъявлены в иностранных юрисдикциях. Немаловажны и долгосрочные перспективы надежности: судебные разбирательства иногда длятся много лет, и лучше быть уверенным в том, что ваш страховщик никуда за это время не исчезнет.

Сегодня в российской и мировой практике найдется немало кейсов, заставляющих всерьез задуматься о необходимости подобного рода страхования. Так, например, одним из страховых случаев было признано требование миноритарных акционеров футбольного клуба против членов совета директоров, которые одобрили крупную инвестицию в клуб, приведшую к размытию их контроля. Несмотря на то что суд не признал действия директоров неправомерными, компания оплатила почти миллион долларов расходов на защиту.

Другим примечательным кейсом стал иск студентки против руководства Оксфордского университета об устной и письменной клевете, а также особых действиях, которые привели к тому, что ее не приняли в университет. Суд признал требование необоснованным, но расходы на защиту в суде и по многочисленным апелляциям составили более 100 тыс. фунтов стерлингов.

Стоит отметить, что даже менее значительные иски могут оказаться обременительными для компании. Например, компенсация расходов на расследование и защиту в уголовном процессе по обвинению главного бухгалтера одной известной российской компании в уклонении от уплаты налогов обошлась бы компании в случае отсутствия у нее полиса страхования ответственности руководителей в сумму порядка 200 тыс. долларов. Уклонение выражалось в проведении расходов в другом налоговом периоде. Пока шли следствие и суд, истек срок исковой давности, однако на этот момент компании уже были возмещены расходы на защиту.

Страховым случаем является предъявление гражданского, административного и/или гражданского иска против руководителей по их действиям, совершенным при осуществлении ими своих должностных полномочий. В случае гражданского иска речь идет об иске от третьих лиц (акционеров, сотрудников, конкурентов и т.д.), а также компаний о возмещении им убытков из-за ошибок и упущений руководителей при исполнении служебных обязанностей, в том числе из-за отсутствия должной осмотрительности при принятии решений; ошибочных или дезориентирующих заявлений; ошибок при осуществлении сделок слияния и поглощения; непреднамеренного нарушения антимонопольного или трудового законодательств и т.д.

При заключении договора страхования страхователем, как правило, выступает компания, а застрахованными лицами – перечисленные в договоре руководители: члены единоличного исполнительного органа управления (генеральный директор, его заместители), члены коллегиального исполнительного органа (правления), члены совета директоров, другие сотрудники, занимающие руководящие должности. При этом под страховую защиту попадает не только топ-менеджмент организации, но и руководители дочерних компаний, которые более чем на 50% принадлежат страхователю.

Страховое покрытие гарантирует расходы по возмещению реального ущерба и упущенной выгоды; судебные или иные обоснованные и разумно понесенные страхователем расходы. Обязательные исключения: уголовные правонарушения после их окончательной квалификации – до этого полис оплачивает расходы на защиту; ущерб имуществу, жизни, здоровью; ранее известные обстоятельства и требования.

Источник: Российская бизнес-газета, №15, 22.04.14

Автор: Владимир Кремер, руководитель отдела страхования финансовых рисков компании AIG в России