Глава ФСФР рассказал «Эксперту» о том, чем должна будет заняться объединенная биржа, при каких условиях частные инвесторы вернутся на российский рынок акций и на что могут рассчитывать миноритарии.

 

Не хватает жизни

– Не так давно вы высказали идею, что страховые компании должны получать основной доход от своего бизнеса, то есть от собираемых премий, а не от инвестиций. Но ведь мировой опыт предполагает серьезное управление портфелем и инвестирование страховых резервов с целью получения дохода.

– На западных рынках самое мощное направление в страховании – это страхование жизни, и страховые компании имеют возможность инвестировать эти длинные деньги в финансовые инструменты. У нас этот вид страхования занимает микроскопическую долю рынка, а основное это каско, ОСАГО, имущественные виды страхования. В этих видах страхования модель такова: определяется тариф, который покрывал бы убытки, и за счет этого тарифа формируются резервы, которые потом идут на выплаты по страховому случаю. Конечно, здесь тоже есть место доходу от инвестирования средств, но все же этот компонент дохода будет на порядок менее важным, чем life insurance.

– Вы будете «чистить» рынок страховщиков, отзывать лицензии – как это было с рынком НПФ?

– С 1 января вступили в силу новые требования по капиталу, и мы заранее видели, что часть компаний не собиралась увеличивать капитал до требуемого уровня. Некоторые компании находятся в процессе реорганизации, некоторые уходят с рынка, ряд компаний отказывается от лицензии на перестрахование, где требуемый размер капитала в четыре раза больше, чем в случае лицензии на обычное страхование. В целом наша оценка такова: около сотни компаний не пройдут требования по капиталу, но пока мы серьезных проблем здесь не видим.

– Для вас этого будет достаточно или впереди следующий этап ужесточения требований?

– Сейчас мы работаем над повышением качества капитала. Проверяя компании, мы зачастую видим, что требования по капиталу соблюдены, но средства вложены в неликвидные активы. Такие компании отчитываются перед нами, что купили перечень векселей и ценных бумаг, долей в ООО. Начинаем разбираться – все это либо фальсификация, то есть такие векселя не числятся нигде, либо это неликвидные инструменты. При этом даже при существующих требованиях к качеству капитала есть возможности улучшить положение дел – должен лучше работать надзор, и резервы для этого у нас есть. Кроме того, я считаю, надо двигаться по пути ужесточения нормативов, определяющих качество активов. Мы посовещались с участниками рынка, и я согласен с их мнением, что не нужно резко вводить более жесткие требования, но нужно определиться с тем, какие шаги будем делать в перспективе – через год, два, три.

***

Источник: Эксперт, №2, 16.01.12, с сокращениями

Автор: Обухова Е.