медицина2Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и ее последствия не так сильно ударят по страховой отрасли в России, как в развитых странах Запада, где финансовый рынок и экономика довольно сильно завязаны на страховых продуктах, считают эксперты Bryan Cave Leighton Paisner Russia, одной из мировых юридических фирм.

Кроме того, по их мнению, после снятия ограничительных мер интерес к страхованию, скорее всего, вырастет.

«Я, со своей стороны, ожидаю роста страхового рынка в части повышения интереса страхователей к такому виду, как страхование предпринимательского риска, финансового риска, в частности, бизнес-interruption (страхование от прерывания коммерческой деятельности - прим. ИФ). Очевидно, что в нем пойдет запрос со стороны рынка на расширение условий страхования, чтобы они касались не только рисков физической утраты имущества <...>. Очевидно, что будет интерес со стороны рынка в части этой ситуации», - рассказала советник Bryan Cave Leighton Paisner Russia (ранее в России - Goltsblat BLP) Екатерина Верле на вебинаре, посвященном теме страхования. Она добавила, что в первое время у многих частных компаний будет дефицит оборотных средств и о покупке страховых продуктов будут очень серьезно думать: стоит ли нести дополнительные расходы.

По мнению вице-президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктора Дубровина, эффект на отрасль будет «двуполярным». С одной стороны, страховщики столкнутся со снижением покупательской способности из-за падения доходов граждан, ослаблением интереса к инвестиционным продуктам и сокращением числа корпоративных клиентов. С другой стороны, у населения вырастет интерес к страхованию от заболеваний. Положительный эффект на отрасль окажет развитие дистанционного взаимодействия между клиентами и страховщиками.

«Придет еще большое осознание необходимости иметь финансовую «подушку», включающую страхование жизни и медицинское страхование - это потенциал для развития НСЖ (накопительного страхования жизни - прим. ИФ) с включенными сервисами. Будет сокращение кредитной модели поведения граждан и переход к накопительной», - высказал мнение в интервью «Интерфаксу» Дубровин.

Кроме того, по словам Верле, в настоящий момент юристы страховщиков исключают случаи эпидемии из полисов страхования.

«Если мы возьмем обычные договорные отношения, то известно, что сейчас юристы компаний судорожно переписывают форс-мажорные условия, исключая оттуда пандемию, эпидемии», - рассказала юрист.

Включение этих рисков в полис в будущем возможно будет осуществить за счет повышающего коэффициента, и вопрос будет в том, готов ли будет рынок платить такой повышающий коэффициент, пояснили в юридической фирме.

По мнению Дубровина, это касается не всех страховых компаний. «Исключение пандемии и эпидемий из условий страхования - ответ неоднозначный, так как сам по себе непосредственно коронавирус не создает дополнительную высокую убыточность, и при этом это будет один из моментов, который будет интересовать клиентов. Скорее всего, страховщики будут по-разному подходить к этому вопросу», - отметил вице-президент ВСС.

Что касается западных страховщиков, то их основные потери от пандемии коронавируса связаны не с прямой деятельностью, а с последствиями приостановки их бизнеса и бизнеса клиентов, пояснил «Интерфаксу» вице-президент ЗАО «Марш-страховые брокеры» Армен Гюлумян.

«На Западе по ряду программ страхования размер премии по договорам привязан к показателю оборота предприятий. Пока не ясно, какие тенденции продемонстрирует потребительский спрос после снятия ограничительных мер в государствах. В настоящее время международные эксперты рассматривают различные сценарии темпов восстановления экономической деятельности и возобновления спроса на товары и услуги. Одни прогнозируют определенный «реванш отложенного спроса», активизацию путешествий и потребительских расходов, другие, напротив, считают, что кризис изменит потребительское поведение людей на более сдержанное и осторожное, вторая половина текущего года многое покажет», - отметил Гюлумян.

Финмаркет, 9 апреля 2020 г.