Верховный суд РФ поддержал «НСГ-«Росэнерго» в споре с автовладельцем, который требовал выплатить возмещение по ОСАГО несмотря на то, что полис виновника аварии числился похищенным.

ВС: если страховщик заявил в МВД о хищении бланков ОСАГО до страхового случая, то он не должен по нему платить

Это следует из определения ВС. 14 сентября 2016 г. по вине водителя Д. Эргашева произошло ДТП. Пострадавший, владелец BMW 525XI Азизов Джавид Дилавар Оглы, обратился за выплатой в «НСГ-«Росэнерго», где была застрахована ответственность виновника. Страховщик отказал ему в выплате со ссылкой на то, что полис с указанной серией не выдавался и числится украденным. При этом «НСГ-«Росэнерго» обратилась в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланка до даты наступления страхового случая, что является основанием для освобождения ее от ответственности, заявила компания.

Тогда Азизов Джавид Дилавар Оглы обратился в суд с иском к страховщику о взыскании выплаты в размере 400 тыс. р., штрафа в размере 200 тыс. р., компенсации морального вреда 10 тыс .р., возмещении судебных расходов на оплату услуг эксперта в размере 10 тыс. р. и на оплату услуг представителя в размере 10 тыс. р.

4 мая 2017 г. Советский районный суд г. Улан-Удэ частично удовлетворил исковые требования Азизова. Суд взыскал с «НСГ-«Росэнерго» выплату в размере 400 тыс. р., расходы на оплату услуг эксперта в размере 10 тыс. р., и на оплату услуг представителя в размере 5 тыс. р. В удовлетворении прочих требований Азизову было отказано. В своем решении суд указал, что выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное. При этом суд подчеркнул, что ненадлежащая организация страховщиком хранения, выдачи и учета бланков строгой отчетности не освобождает его от выплаты страхового возмещения. Действующее законодательство не предусматривает такого основания для освобождения от выплаты, как утрата бланков строгой отчетности, заключил суд.

Верховный суд Республики Бурятия оставил без изменения это решение, указав, что факт хищения страховых полисов в данном случае не установлен, а само по себе обращение страховой компании с заявлением о хищении бланков не освобождает от обязанности выплатить страховое возмещение.

Тогда страховщик подал апелляционную жалобу в Верховный суд РФ, и она была удовлетворена. При решении вопроса об освобождении страховщика от выплаты в связи с несанкционированным использованием бланка страхового полиса суд должен был установить, обращался ли страховщик с заявлением о хищении бланков в правоохранительные органы до даты наступления страхового случая, отметил ВС.

«НСГ-«Росэнерго» 17 ноября 2015 г. обратилось в УМВД по Республике Бурятия с заявлением о хищении 37 бланков строгой отчетности, в том числе бланка, о котором шла речь. 24 февраля 2016 г. по факту хищения бланков и оформления недействительных страховых полисов было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. ДТП произошло уже после обращения страховщика в правоохранительные органы с заявлением о хищении бланков. При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о наличии оснований для выплаты является ошибочным, не основан на нормах закона и материалах дела, заключил Верховный суд. ВС РФ отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Википедия страхования, 23.08.2018