Автоюристы существовали всегда. Часть из них работала на благо клиентов, добиваясь полной выплаты. Такие юристы работают и сейчас, но за определенный гонорар, процент от суммы, полученной по суду. К слову, в страховом сообществе против таких юристов никто ничего не имеет.
Речь о других «помощниках». Это те самые «криминальные автоюристы». Они, пользуясь несовершенством законодательства, начали попросту зарабатывать на ОСАГО. Таких юристов волнуют не права пострадавших автомобилистов (которым не доплатили, к примеру, рублей 500), а собственное обогащение. Конечно, все хотят жить красиво, а вот пахать и зарабатывать честным трудом готов не всякий.
«Они почуяли легкий способ наживы. После того, как в 2012 году на ОСАГО начал распространяться закон о защите прав потребителей, автоюристы массово пошли в суды, требуя возместить понесенные расходы, которые к возмещению ущерба никакого отношения не имели. Речь идет о накладных расходах по судам. Сейчас их размер превышает сумму основного требования», — отмечает автоэксперт Сергей Смирнов.
По состоянию на девять месяцев 2017 года страховые выплаты по судам превысили 12,4 млрд рублей, а размер накладных расходов, спровоцированных автоюристами, составил 13,4 млрд рублей. 58% от всей суммы непрофильных выплат дают десять регионов из 86. Так, в Краснодарском крае сумма накладных расходов составила почти 2 млрд рублей, в Волгоградской области – почти 1,4 млрд. В Ростовской области – 875 млн, в Нижегородской области – 459 млн, в Свердловской области – 441 млн, в республике Татарстан – почти 382 млн, в республике Башкортостан – почти 379 млн. При этом по сравнению с данными за 9 месяцев 2016 года размер накладных расходов по отношению к сумме основного требования вырос во многих регионах в разы. Например, в Чукотском автономном округе на 169%, в Магаданской области – на 143%, в Омской – на 67%, в республике Калмыкия – на 60%, в Волгоградской области – на 52%, в Камчатском крае – на 45%, во Владимирской области – на 37%.
Из-за нестраховых выплат в ОСАГО и оплат различных штрафов и пеней страховые компании терпят убытки, уходят из регионов, сдают лицензии. Потери – более 25 млрд рублей в 2017 году. Из 100% мошеннических действий в страховании на долю ОСАГО, с учетом вновь появляющихся схем (уход в кибер-пространство), приходится до 68% случаев.
«В связи с тем, что нестраховые выплаты гипертрофированно растут, это отражается на законопослушных автовладельцах. Ведь в тех регионах, где в том числе и из-за попустительства местных властей деятельность автоюристов приняла массовый характер, страховые компании вынуждены попросту сворачивать свою деятельность. В связи с тем, что нестраховые выплаты превышают основное требование, страдают и бизнес, и автовладельцы. Добросовестные страховщики из-за роста нестраховых выплат терпят убытки и вынуждены уходить с рынка», — комментирует Сергей Смирнов.
Главная проблема в том, что автоюристы действуют в рамках правового поля, именно поэтому очень сложно доказать их злой умысел даже в случае обращения в правоохранительные органы. Так, по заявлению МВД, к ним в 2016 году поступило только 2 600 заявлений на «автоюристов», но это только вершина айсберга, на которой мошенники перешли черту. Большинство из них ходит на грани, используя неточности законодательства, в остальных же случаях их обращения рассматриваются в судах общей юрисдикции. Но то, что мошенники скрываются за буквой закона, не значит, что их нет.
«Такие «автоюристы» действуют так, что доказать мошенничество весьма сложно. Например, распространенный способ – неоправданно высокие расходы на проведение экспертиз, которые завышены в 10 раз», — заключает эксперт.
То небольшое число возбужденных уголовных дел — явные мошеннические действия, где в ход идут и подтасовки по ДТП, и использование поддельных полисов, не показывает реальную картину того ущерба, который приносят отрасли криминальные автоюристы. Так как их бизнес скрыт от взора правоохранителей.

Источник: Википедия страхования, 01.02.2018