После вступления в силу с января этого года Федерального закона об обязательном страховании опасных промышленных объектов затраты на страхование у крупных нижегородских предприятий выросли примерно в 20 раз.

 

Эту цифру привел в ходе круглого стола «Состояние и проблемы развития рынка страхования в Нижегородской области» начальник отдела машиностроения, металлургии и нефтехимии регионального министерства промышленности и инноваций Владимир Скудняков. Так, у Центрального научно-исследовательского института «Буревестник» отчисления страховщикам подскочили с одного миллиона до 25 миллионов рублей, что составляет более двух процентов выручки от реализации продукции. У завода по выпуску синтанолов рост еще более впечатляющий – с 20 тысяч рублей до 2,5 миллиона, или в 127 раз. Рекордсменом же стал Научно-исследовательский институт измерительных систем – 133 раза. По всей нижегородской промышленности дополнительная страховая нагрузка оценивается примерно в один миллиард рублей. Это приводит к росту себестоимости продукции и снижает конкурентоспособность предприятий.

При этом в законе не учитывается, были ли на том или ином объекте аварии в прошлом, каков уровень его технической и технологической оснащенности – тарифы для всех одинаковые. Региональное правительство обращалось к федеральным властям с предложением дифференцировать ставки для аварийных и безаварийных предприятий, но пока эта инициатива не нашла отклика.

– Установленный порядок начисления страховых платежей не отвечает долгосрочным интересам государства и противоречит самому смыслу и направленности закона, так как не стимулирует производственные предприятия к приобретению и установке производственного оборудования, повышающего уровень промышленной безопасности, – считает Владимир Скудняков. – Тарифы для производственных объектов, где используются опасные вещества, должны зависеть от класса опасности последних и их количества.

В Евросоюзе опасными признали 10 тысяч промышленных объектов, в России – 330 тысяч, в том числе 6,6 тысячи – в Нижегородской области, утверждает заместитель гендиректора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Геннадий Хомутов. При этом объем промышленного производства в ЕС выше, чем в России. Вкупе с повышением налоговой нагрузки, ростом тарифов естественных монополий, цен на металл расходы на страхование способны задавить отечественную промышленность.

Впрочем, директор нижегородского филиала одной из российских страховых компаний Ольга Каменская привела в качестве примера необходимости страхования опасных производств такой пример. Одно из химических предприятий Нижегородской области в этом году застраховало свой объект, заплатило страховую премию в размере 50 тысяч рублей, а вскоре произошел страховой случай. Убытки от аварии составили 12 миллионов рублей. Причем раньше на данном производстве ЧП не было. Компания заплатила предприятию деньги, и последствия аварии были оперативно ликвидированы. Директор химического завода признался, что если бы не страховка, то приводить оборудование в рабочее состояние было бы просто не на что – свободных средств нет, а срочно брать кредит под нынешние немалые проценты – значит влезать в долговую удавку.

– Всего таких случаев в этом году по нашим клиентам в разных регионах произошло на сумму 400 миллионов рублей, – сообщила Ольга Каменская. – Кстати, те предприятия, которые желали минимизировать свои затраты на страхование опасных промышленных объектов, уже сделали это на вполне законных основаниях. Для этого промышленники переводили некоторые свои объекты из одного класса в другой (проще говоря, переименовывали), после чего обращались в Ростехнадзор с заявлением об исключении их из списка опасных.

Председатель правления Нижегородской ассоциации страховщиков Евгений Трошин считает, что резкий рост страховой нагрузки на промпредприятия возник из-за того, что никто заранее не просчитал финансовые последствия принятия данного закона. Это, в свою очередь, произошло из-за отсутствия взаимодействия между органами исполнительной и законодательной власти и профессиональными объединениями страховщиков. Чтобы регулировать тарифы и определять список объектов, подлежащих обязательному страхованию, необходимо и в страховой отрасли создать саморегулируемую организацию.

– В этом году мы вели проверки опасных объектов, – вступил в разговор начальник отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по Нижегородской области полковник Игорь Третьяков. – Руководители предприятий законопослушны: все объекты застрахованы, нарушений нет.

МЧС готово участвовать в расчете степени опасности того или иного промышленного объекта, если решение о дифференцированных ставках их страхования будет принято законодательно. Пока правовой механизм участия ведомства в таких расчетах не появится, специалисты МЧС не могут приступить к этой работе, подчеркнул полковник Третьяков.

Источник: Российская газета, №5964, 18.12.12

Автор: Трухин А.