На ежеквартальной пресс-конференции ФСФР, состоявшейся на прошлой неделе, впервые за много лет не были обнародованы результаты деятельности страховщиков. Дело в том, что их просто нет. Ни у регулятора, ни у самих компаний.

 

Министерство финансов РФ внезапно фактически отменило контроль финансового состояния страхового рынка. С вступлением в силу приказа Минфина №109н от 27 июля 2012 года «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков» утратил силу более ранний приказ №41н, содержащий требование составления специализированной промежуточной отчетности. До последнего момента все надеялись, что этот казус как-то разрешится и появятся новые директивы. Теперь же все, что творилось со страховыми компаниями начиная с 1 июля, можно будет увидеть лишь летом 2013 года, когда будет готова годовая отчетность. И то при условии, что Минфин к тому времени все же введет новые формы отчетности.

А пока нет отчетности – снимается и вопрос о соблюдении страховщиками нормативов финансовой устойчивости и т.д. Полная свобода. Ситуация осложняется тем, что одновременно, начиная с третьего квартала 2012 года, существенно снизилась информативность обновленной тем же Минфином формы баланса страховых компаний. Теперь баланс фактически представляет собой очень грубую разбивку на основные разделы. В частности, инвестиции никак не подразделяются по видам. Клиентам, аналитикам и кредиторам приходится принимать разъяснения страховщиков на веру. Кроме того, новый приказ Минфина, регламентирующий порядок размещения страховых резервов, увеличил предельную долю активов в доверительном управлении с 20% до 50% величины страховых резервов. Совершенно непонятно, как эти вложения будут отражаться в отчетности. А это значит, что до половины резервов страховщиков уйдет в тень (в те самые знаменитые векселя пустых компаний, через которые еще в 1990-е годы фиктивно надували капитал банков и страховщиков).

Таким образом, ФСФР благодаря Минфину утратил худо-бедно действовавший механизм контроля. Пруденциальные нормативы и контроль за размещением активов (ключевой момент в плане оценки ликвидности и надежности) теперь отсутствуют.

У регулятора фактически остался лишь один источник информации – жалобы страхователей. Именно им и была посвящена вышеупомянутая пресс-конференция. С жалобами все обстоит хорошо. Заместитель главы ФСФР Юлия Бондарева отметила, что если в прошлом году на одну страховую компанию в среднем приходилось 33 жалобы, то в этом уже 41. Есть успехи и со сбором штрафов: за девять месяцев 2012 года служба наложила на страховщиков штрафы на 213,8 млн рублей по сравнению с 6,7 млн годом ранее.

Чем вызваны такие новации в регулировании, пока никто не комментирует. Возможно, неверием в отечественный финансовый рынок. Курирующий страховой рынок замминистра финансов Алексей Саватюгин весной этого года заявил, что, по его мнению, международный финансовый центр, сопоставимый с аналогичными центрами в других странах, в России все равно не появится никогда. А может быть, тем, что означенный замминистра думает покинуть министерство – упорные слухи об этом ходят с августа.

Источник: Эксперт, №47, 26.11.12