В период реформирования службы сотрудники Росстрахнадзора стали чаще получать угрозы в свой адрес и адрес близких, сообщил в интервью агентству «Интерфакс-АФИ» руководитель службы Александр Коваль.

.

 

По его словам, «информация о такого рода происшествиях передается в правоохранительные органы».

Отвечая на вопрос, может ли просматриваться связь между действиями правоохранительных органов по выемке лицензионных документов и недовольством ущемленных страховщиков, А.Коваль заявил: «Решать не нам. Если проверки выявят доказанные злоупотребления среди сотрудников службы страхового надзора, я буду только рад. Все, что делается с учетом законодательных требований и с уважением к установленным процедурам, должно быть направлено на укрепление авторитета государственной службы».

Руководитель службы добавил, что ей в последние месяцы зарегистрированы случаи, когда «адвокаты недобросовестных страховых компаний предлагают сотрудникам службы небескорыстно договориться. Пикантность ситуации в том, что такие предложения делаются сотрудникам службы при встречах представителей сторон по делу прямо в арбитражных судах. Обо всех такого рода фактах представители правоохранительных органов проинформированы».

А.Коваль не исключил, что уверенности в успехе подобных действий представителям компаний, теряющих финансовую уверенность, придает расчет на загруженность надзора подготовкой к реформированию. «Возможно, некоторые люди рассчитывают, что процедуры присоединения нашей службы к ФСФР, которые требуют определенных временных и энергетических затрат, отвлекут сотрудников от исполнения их прямых обязанностей. Напрасно», – заявил глава Росстрахнадзора.

«Наперсточникам» на страховом рынке становится трудно жить

Причиной активизации недобросовестных предпринимателей А.Коваль считает результат, полученный надзором после многолетних усилий по очистке рынка. «Если раньше замеченные в неблаговидных поступках менеджеры страховых компаний после изобличения могли закрыть один бизнес на страховом рынке и немедленно открыть другой, теперь это стало сделать сложно, большинство таких возможностей нами перекрыто», – подчеркнул он.

Он напомнил, что задачу повышения эффективности страхового надзора поставил председатель правительства РФ Владимир Путин на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития в мае 2010 года. Об этом же говорил президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам страхования в конце августа 2010 года.

«Работа службы страхового надзора в этом направлении была начата еще в 2009 году, она проводилась системно и целенаправленно, набирая обороты. Результатом этой деятельности явилось усиление требований к игрокам рынка, прежде всего в части соблюдения страхового законодательства и требований к финансовой устойчивости и платежеспособности. Все страховщики, в том числе и крупнейшие, признавали позицию страхнадзора по защите прав страхователей и, соответственно, требований к страхованию предельно жесткой», – констатировал А.Коваль.

«Впервые служба, совершенствуя методы надзора, стала детально и очень глубоко изучать качество активов страховщиков, из которых формируются страховые резервы и собственные средства, попутно повышая требования к ним в соответствии с рекомендациями МАСН. Практически вводились пруденциальные нормативы надзора, что с одновременным внесением соответствующих изменений в страховое законодательство уже к концу 2011 года позволило бы говорить о создании цельной системы пруденциального надзора на страховом рынке России. Необходимость реформирования службы несколько затормозила процесс», – отметил он.

А.Коваль уверен, что «практическая повседневная деятельность службы, явно обозначенный (руководством страны) вектор движения по наведению порядка на страховом рынке страны, безусловно, вызывали явное и резкое неудовольствие недобросовестных компаний. К тому же параллельно усилился контроль за возможными проявлениями нарушений регламентов службы. Он осуществлялся силами созданной системы внутреннего контроля службы и минимизировал риски нарушения стандартов работы».

Низы «не хотят» и желают, чтобы «верхи» ослабели

А.Коваль отметил, что за прошедшие два года последовательно и системно применялись санкции (вплоть до отзыва лицензий) за использование нестраховых операций (схем по уводу и «отмыву» денежных средств); нарушающих требования финансовой устойчивости и платежеспособности; к компаниям, имеющим на балансе фиктивные активы страховых резервов и собственных средств; к компаниям, не обеспечивающим выполнение обязательств перед клиентами в установленные сроки и объеме. Усилен контроль за перестраховочными операциями, служба обратила свое надзорное внимание на сферу активности страховых брокеров, к которым у регуляторов и сообщества накопилось много вопросов.

По мнению руководителя страхового надзора, «в последнее время значительно расширился арсенал надзорных инструментов, усовершенствованы формы и методы анализа отчетности в порядке надзора, создана и практически внедрена система оценки рисков страховой компании, в значительной степени повышены требования к показателям финансовой устойчивости и платежеспособности, усилены требования предварительного контроля по «входу на страховой рынок», строже стали лицензионные требования в части защиты прав страхователей и выгодоприобретателей».

Он напомнил, что службой были подготовлены и направлены в профильный комитет Госдумы предложения по внесению изменений в страховое законодательство в части повышения ответственности страховщиков за нарушение законодательства и пруденциальных нормативов, в том числе – отзыв лицензии без предшествующих санкций за предоставление недостоверной информации о финансовом состоянии. Была создана система финансового мониторинга страховых компаний, обеспечивающая степень их прозрачности. «Надзор продолжил линию на раскрытие информации о своей деятельности, мы регулярно рассказываем журналистам об итогах деятельности страховщиков, об основных тенденциях рынка. Много делается для обеспечения защиты и интересов прав страхователей», – сказал А.Коваль.

Надзор разработал систему стресс-тестов для страховщиков, что позволяет понять финансовое состояние страховщика на любой момент его деятельности. В компаниях по требованию надзора создаются системы внутреннего контроля и аудита, постоянно совершенствуются подходы к установлению форм отчетности, разрабатываются формы отчетности для страховых брокеров, поскольку пока формы отчетности для этой категории субъектов рынка отсутствуют.

«Естественно, такое ужесточение мер надзора одни называют сближением с международными нормами, а другие – закручиванием гаек», – подчеркнул А.Коваль.

Водопады жалоб клиентов усиливаются потоками писем из генпрокуратуры

В Росстрахнадзор, по словам руководителя службы, наряду с обращениями граждан «ежедневно поступают пачки писем из Генеральной прокуратуры РФ с такими же жалобами на страховщиков. Сюда пересылаются письма и из МВД РФ». «И мы работаем с полученными документами, решаем эти вопросы», – сказал руководитель ФССН.

Отвечая на вопрос о том, куда жалуются сами недовольные страховщики на службу надзора, А.Коваль ответил, что такая возможность пожаловаться в правоохранительные органы у СК есть, но эти жалобы в службу не пересылаются. «Мы знаем, что их несколько из 30 тыс. обращений по поводу ситуаций, связанных со страхованием, жалоб на надзор – единицы», – отметил он.

«Год текущий – непростой для и страховщиков, и для надзора», – полагает А.Коваль. Он отметил, что число жалоб на действия страховых компаний не уменьшается. «Это означает, что надзор не должен ослабевать», – убежден руководитель службы.

При этом А.Коваль затруднился ответить на вопрос о том, кто реально может защитить саму службу и ее сотрудников от провокации, если таковая будет предпринята со стороны недовольных изгнанных с рынка компаний или компаний, теряющих свой своеобразный бизнес. Он повторил, что данные о фактах получения угроз передаются в правоохранительные органы.

Со своей стороны главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова высказала предположение, что «в условиях нестабильности, которые возникли в связи с последними проверками деятельности Росстрахнадзора, ряд сотрудников, на которых оказывается давление и в адрес которых поступают угрозы, могут воздержаться от перехода в новую объединенную службу, которая создается на базе ФСФР». «По-человечески их понять будет можно», – считает аналитик. Однако сама служба по психологическим причинам может лишиться части профессионалов, полагает А.Долгополова.

Источник: Финмаркет, 14.07.11