Высший арбитражный суд запретил «Российским железным дорогам» навязывать пассажирам добровольную страховку (ценой от 15 до 100 руб.), фактически включая ее в стоимость билета. Против РЖД выступала Федеральная антимонопольная служба.

 

«Страхование при поездке на железной дороге является обязательным, но гражданин может дополнительно оформить полис страхования от несчастных случаев – сугубо добровольно», – разъяснил «МН» судья ВАС Сергей Сарбаш, докладывавший по делу «ФАС против РЖД».

Нарушение, которое выявили антимонопольщики из Ростовского областного управления ФАС (они и инициировали разбирательство), заключалось в том, что кассиры РЖД выдавали добровольное за обязательное – они продавали билеты вместе с полисом, не ставя пассажира в известность о том, что он может и не покупать страховку. «А недостаточно компетентные покупатели думали, что так и надо», – добавил Сергей Сарбаш. По словам представителей ФАС, у кассиров была прямая заинтересованность в этом. «Билетные кассиры РЖД, чью деятельность проверило Ростовское УФАС, являются страховыми агентами ОАО «Страховое общество «ЖАСО», – поясняют представители антимонопольного ведомства.

Разница между обязательным страхованием и добровольным довольно существенная. «В стоимость билета при его продаже включается страховой взнос в размере 2 руб. 30 коп.», – проинформировали «МН» в страховой компании «ЖАСО», сотрудничающей с РЖД. Полис добровольного страхования, который навязывали пассажирам, гораздо дороже: он стоит от 15 до 100 рублей.

«С точки зрения закона о защите конкуренции это явное нарушение: РЖД, являясь монополистом в сфере перевозок, навязывают услуги в той сфере, где они монополистом не являются», – пояснил судья Сарбаш.

Начиная с 1994 года ЖАСО – компания, учрежденная еще Министерством путей сообщения, – занимает привилегированное положение в сфере обязательного страхования пассажиров. Судя по отчету Счетной палаты, опубликованному этой весной, на РЖД приходится примерно 68% страховых сборов ЖАСО. У компании порядка 13 млн розничных клиентов, в основном это пассажиры, которых ЖАСО страхует от несчастных случаев во время поездки. Ежегодно компания продает более 10 млн таких страховок (обязательных и добровольных) и занимает половину рынка обязательного страхования пассажиров.

Представители компании, сославшись на конфиденциальность информации, не сообщили «МН», сколько страховых случаев приходится на такое количество застрахованных. Однако, судя по отчету Счетной палаты, число обратившихся за страховкой сравнительно невелико: «По выплатам страхового возмещения по обязательному личному страхованию пассажиров в 2009, 2010 годах и первом квартале 2011 года произошло 981 страховое событие». Причем это данные страховщиков – в самих РЖД «не ведется работа по сбору и анализу данных о происшествиях, в результате которых есть пострадавшие пассажиры».

Антимонопольное ведомство ведет тяжбы с железнодорожниками и страховщиками довольно давно. Еще в 2001 году тогдашнее Министерство по антимонопольной политике возбуждало дело по поводу нарушения МПС и ЖАСО закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» – причиной послужили жалобы пассажиров, обнаруживших, что им навязали полисы. Однако тогда собрать достаточно улик не удалось. Ростовское УФАС начало разбирательство с РЖД еще летом 2010 года, однако антимонопольщикам не удавалось доказать свою правоту в судах. «Представители РЖД сообщают, что нарушения были пресечены еще до рассмотрения дела президиумом ВАС, но теперь придется учитывать правовую позицию высшей инстанции», – подчеркивает Сергей Сарбаш. Постановление, которое президиум принял 30 июля, должно быть утверждено на днях и с этого момента вступит в законную силу.

Источник: Московские новости, 03.08.12

Автор: Мошкин М.