Впервые за последние годы урегулировать убыток по авиакатастрофе, где пострадали граждане России, потребовалось не по российскому законодательству, а по международной Монреальской конвенции, в рамках которой был заключен договор страхования ответственности перевозчика перед третьими лицами.

Пассажирский Boeing 737-800 NG авиакомпании Flydubai, выполнявший рейс из Дубая в Ростов-на-Дону, разбился в субботу утром, 19 марта, при заходе на посадку. Все 55 пассажиров (среди них было четыре ребенка, 33 женщины, 18 мужчин) и 7 членов экипажа погибли. Большинство погибших в авиакатастрофе – россияне. Также на борту находились граждане Украины, Киргизии, Узбекистана, Сейшел, Кипра, Испании, Индии и Колумбии.

Риски перевозчика Flydubai были застрахованы Oman Insurance Company (ОАЭ) на $500 млн, перестрахование рисков осуществлялось международной компанией Willis. Как ранее сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс, порядка $25–30 млн в общем лимите может приходиться на секцию по страхованию авиакаско. Остальная сумма в зависимости от структуры договора распределяется на выплаты пострадавшим, третьим лицам, за потерю багажа и возмещение морального вреда.

Ранее министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что поскольку перевозчиком выступала иностранная компания, ответственность перед пассажирами не страховалась в рамках российского законодательства (по закону об обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажирами N67-ФЗ). По его словам, «страхование осуществлялось дубайской компанией на условиях международной Монреальской конвенции».

Главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова пояснила, что Монреальская конвенция подразумевает ответственность перевозчика перед пассажирами и третьими лицами, однако она не включает положение по страхованию этой ответственности. «Если перевозчик счел необходимым застраховать ответственность, то его расходы покроет страховщик, если нет, то выплаты проводятся самостоятельно. Монреальская конвенция предусматривает выплаты в пределах 100 тыс. евро на каждого погибшего в авиакатастрофе, что в несколько раз превышает лимиты предшествующей Варшавской конвенции и расширяет ответственность перед пассажирами», – сказала она.

При этом перевозчик, как правило, страхует жизнь и здоровье экипажа отдельно. Согласно международной практике авиастрахования, члены экипажа не причисляются к категории третьих лиц.

В отличие от российского законодательства, где лимит ответственности на одного пострадавшего при перевозке установлен в пределах 2 млн рублей (плюс 25 тыс. рублей расходы на погребение в случае смерти), размер конкретной выплаты по Монреальской конвенции определяется с учетом официально подтвержденного размера заработка пострадавшего (погибшего) и с учетом оценки вреда, причиненного здоровью (в случае, если пассажир остался жив). «Таким образом, в реальности выплата может быть не только меньше 100 тыс. евро, но и меньше установленного российским законодательством лимита в 2 млн рублей», – считает А.Долгополова. При этом конвенция включает положение, которое не содержится в законе №67-ФЗ, а именно допускает выплаты за моральный вред.

Глава Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев пояснил агентству «Интерфакс-АФИ», что минус Монреальской конвенции состоит в том, что по ней компенсация платится только иждивенцам, и ее размер зависит от доходов погибшего, в отличие от российского законодательства, где компенсация в размере 2 млн рублей платится ближайшим родственникам погибших, а не только иждивенцам. По его словам, практика осуществления компенсаций НССО показывает, что иждивенцы есть только у 50% погибших.

Авиакомпания Flydubai накануне сделала заявление о своей готовности выплатить по $20 тыс. (около 1,371 млн рублей по текущему курсу) семьям погибших в авиакатастрофе, при этом отмечалось, что точная сумма компенсаций станет ясной после окончания расследования. А.Долгополова уточнила, что в стандартной практике возмещения компенсаций семьям жертв авиакатастроф используется практика досудебного заключения соглашения о выплатах перевозчиком. Как правило, речь идет о стандартных суммах. В этом соглашении фиксируется отказ от дальнейших претензий со стороны получателей.

Губернатор Ростовской области Василий Голубев подписал распоряжение о выделении по 1 млн рублей родственникам погибших в ходе авиационной катастрофы. Кроме того, руководители еще трех российских регионов: Волгоградской области, Краснодарского края и Москвы, жители которых погибли в авиакатастрофе, также подписали соответствующие распоряжения о выделении материальной помощи.

Таким образом, размер компенсации за каждого погибшего составит в среднем около 2,4 млн рублей.

Источник: Финмаркет, 21.03.16