|
«Мы хотим помочь селянам перейти от эпохи «схемного» к эпохе реального агрострахования» – глава НСА
Национальный союз агростраховщиков (НСА) направил заявку и пакет документов в Банк России на получение статуса единого профобъединения в сегменте страхования сельхозрисков с господдержкой. Параллельно в пору «предвыборной кампании» НСА строит стратегии и планы развития рынка страхования сельхозрисков, готовит проекты нормативных актов, в том числе новые правила страхования и правила профдеятельности, сообщил в интервью агентству «Интерфакс-АФИ» президент НСА Корней Биждов. Медлить невозможно: без массированной подготовки и быстрого внедрения предписанных законодательством изменений агрострахование с господдержкой может остановиться с 1 января 2016 года. По существу сообщество агростраховщиков вырабатывает методологию будущего стратегического развития и стандартов своей отрасли.
– Корней Даткович, вам известно, по каким критериям регулятор планирует осуществлять выбор объединения, на базе которого планируется создать предусмотренное законом единое национальное объединение агростраховщиков? Что будет с «проигравшим» соискателем?
– Срок подачи документов на рассмотрение был установлен Банком России до 20 августа. После получения заявок регулятор примет решение о выборе единого профобъединения в РФ, действующего в сфере сельхозстрахования с господдержкой. Банк России провел анкетирование профобъединений-соискателей, при выборе будут использованы критерии, разработанные рабочей группой, куда, кроме представителей Банка России, входили представители Минсельхоза РФ и ФАС России. То есть информация соискателя должна отвечать критериям, основанным на требованиях законодательства к единому профобъединению в сфере страхования аграрных рисков с господдержкой. Можно предположить, что каждый критерий имеет свой вес, как это бывает при организации тендеров по выбору господрядчика.
На базе выбранной основной структуры будет строиться единое профобъединение агростраховщиков в России. В этом случае другое объединение, работающее в сегменте страхования аграрных рисков с господдержкой, окажется присоединяющейся структурой. Предполагается, что Банк России подготовит подробный порядок объединения союзов, в котором четко будут описаны последовательность действий каждой стороны и условия вхождения в структуру. Скажу сразу: автоматически ничего происходить не будет.
– Что это означает для членов объединенного союза?
– Например, то, что кандидаты в члены союза перед слиянием должны будут подвергнуться глубокому всестороннему аудиту. Будут проверены активы, обязательства и много иных параметров деятельности.
– Какие критерии более весомы?
– Нам представляется – те, что отражают состояние фонда гарантийных выплат союза. Эти данные показывают способность и готовность членов союза нести солидарную финансовую ответственность по заключенным договорам за членов союза, потерявших лицензии. Эта обязанность установлена законодателем.
– Если выяснится, что у компании перед прежним объединением числится задолженность по перечислению средств в гарантийный фонд, ведь проверки Банка России по «Агропромстраху» выявили неполноту такого фонда выплат по обязательствам потерявших лицензию членов объединения…
– Могу сказать, что в НСА задолженности по взносам в гарантийный фонд нет. По закону, если компания хотя бы раз не заплатила взнос в фонд, она не может быть допущена к операциям страхования аграрных рисков с господдержкой. Другое дело, что факт недоплаты игрок может попытаться скрыть: ничто не мешает страховой компании «Одуванчик», уклонившейся от платежей в гарантийный фонд своего объединения до реформы, перерегистрироваться под названием «Тычиночка» и попытаться начать все «с чистого листа». В этом случае мы рассчитываем на внимательный анализ кандидатов в новый союз со стороны Банка России.
Кроме того, было принято решение, согласно которому в новом едином профобъединении агростраховщиков будут функционировать раздельно два фонда гарантийных выплат по договорам каждого из объединений (НСА и «Агропромстраха» – прим. ИФ-АФИ). Я могу говорить только о компфонде НСА, он сформирован на величину более 100% от требуемого уровня. Компфонд НСА сегодня даже больше по объему, чем компфонд Национального союза страховщиков ответственности (НССО), формирующийся не первый год. Впрочем, риски у нас не меньше.
Бюджет НСА постоянно профицитный, размер взноса для членов союза установлен на уровне 2,5 млн рублей.
– Все профобъединения, работающие на различных сегментах страхового рынка, а также Всероссийский союз страховщиков (ВСС) направили письма о поддержке НСА в Банк России. Их мнение будет учтено, как думаете?
– Надеюсь, что да.
– Сколько компаний, работавших на рынке агрострахования с господдержкой, покинули рынок за последние три года?
– Таких компаний уже более 10. В том числе «Агрига», «Куранты», «Русский страховой альянс», «Росагрострах», «Регион-Поддержка», «СК ПБ», «Исла», «Межрегиональная СК АСКО», «Крестьянская страховая компания «Поддержка. Иркутск», СК «Еврострахование», СК «Полис», СК «Практика». В текущем году прекратили деятельность несколько компаний, входивших в НСА, и мы уже осуществляем компенсационные выплаты по их договорам. Следует понимать, что в агростраховании обязательства по выплатам исчисляются большими суммами. Это десятки миллионов рублей. Уход каждого игрока – испытание для членов объединения, несущих солидарную ответственность по его обязательствам. Еще острее вопрос стоит в эпоху кризиса в экономике и во время «очистки» рынка от неустойчивых и неплатежеспособных компаний.
– Что еще в ходе анкетирования объединений выясняет регулятор?
– НСА, как претендент на получение статуса Всероссийского объединения, предоставил Банку России информацию о заключенных договорах, количестве застрахованных хозяйств, о застрахованных площадях посевов, о количестве отказов в выплатах, статистику по судебным спорам, в том числе выигранным и проигранным. Также Банк России интересует вопрос бюджетной политики фонда, установленный уровень вступительных членских взносов для агростраховщиков, состояние IT-системы.
– Документы в Банк России отосланы, что дальше?
– Дальше регулятор принимает решение о том, какая организация получит статус единого объединения агростраховщиков, работающих по программам страхования с господдержкой. Эта организация вносится в официальный реестр Банка России.
– Потом начинается работа над формированием правил профдеятельности, стандартами и правилами страхования?
– Особенность ситуации в том, что по закону единое объединение страховщиков, работающих в сегменте страхования с господдержкой, должно быть создано уже к 1 января 2016 года. С начала 2016 года, по идее, уже должны заключаться договоры страхования на 2016 год, и к этому моменту страховые компании должны оформить свое членство в новом объединении, стать его участниками, успеть разработать базовые внутренние соглашения и стандарты работы, обсудить их, утвердить и присоединиться к ним. Сами документы, стало быть, в свою очередь должны быть уже разработаны объединением и согласованы с регулятором – Банком России, а также Минфином и Минсельхозом РФ. То есть времени остается крайне мало, а задач – великое множество. НСА для себя составил конкретный план действий по подготовке к созданию профобъединения, он содержит более 110 пунктов. Основные направления – согласование общих стандартных правил страхования со всеми уполномоченными органами и передача средств и обязательств ФКВ (фонд компенсационных выплат – прим ИФ-АФИ). Уже сделано все, что не требует согласования с регулятором – так, мы внесли необходимые изменения в устав союза. Одновременно полным ходом идет работа над формированием новой редакции правил страхования с господдержкой, других важных документов.
Реформа агрострахования потребует от профобъединения создания регламентов по использованию и размещению средств гарантийного фонда – меняется форма статистики, уточняется периодичность предоставления данных, корректируется IT-база, будут вноситься изменения в порядок и формы предоставления информации членами объединения, предстоит составлять отчеты об исполнении бюджета, потребуется вносить изменения в органы управления союзом, изменения во внутренние документы, в том числе в правила инвестирования временно свободных средств. Каждый документ должен быть согласован и утвержден Банком России.
– Не многовато контроля со стороны Банка России?
– Все по закону. Это оправдано тем, что в данном виде страхования используются государственные субсидии – средства федерального бюджета. Должна быть предельная прозрачность в процедурах. Скажу больше: впервые регулятор намерен контролировать профобъединение на условиях, аналогичных условиям контроля за страховщиками. Так, объединение должно будет готовить ежеквартальные отчеты для Банка России, при этом Центробанк имеет право по закону организовывать проверки объединения агростраховщиков, работающих в сегменте господдержки. Добавлю: союз агростраховщиков должен будет согласовывать ряд своих документов не только с Банком России, но с Минсельхозом и Минфином РФ. Конечно, такие согласительные процедуры могут тормозить процесс принятия решений, но после многих лет существования вида бизнеса, где отмечались злоупотребления, установление многоуровневого контроля – логичное решение.
– О каких злоупотреблениях Вы сейчас говорите – о схемах по теневому освоению субсидий без страховой защиты? Как выглядела базовая схема передела бюджетных средств?
– При распространении практики использования различных схем нецелевого освоения бюджетных средств в данном сегменте ряд игроков, на этом специализирующихся, имели связанные с ними финансовые кооперативы, которые кредитовали хозяйства на сумму первичного взноса страхователя. Ведь 50% страховой премии, согласно закону, хозяйство оплачивает из своих средств, после чего наступает право получения субсидии на оплату второй части. Потом, когда государство перечисляло хозяйству вторую половину страховой премии, эта поддержка распределялась между агрохозяйством и страховщиком. Выплаты за потерю урожая при такой схеме не предусматривались. Уровень выплат в статистике отражался как стабильная величина, как будто в зоне рискованного земледелия не было засух, градобития и затопления посевов. Именно эта равномерность выплат год от года показывала аномальность организации агрострахования в РФ. Мы хотим помочь селянам перейти от эпохи «схемного» к эпохе реального агрострахования.
– Что изменится для агрария после реформы?
– Теперь, под давлением регулятора, подобный бизнес сходит «на нет». Другой вопрос, как организовать доступное для агрария страхование, которое будет покрывать его риски. Приходится в кризис считаться с тем фактом, что у крестьян нет денег даже на 50% взноса. Стратегической задачей 2016 года НСА считает построение модели взаимодействия с банками, которые работают по программе госсубсидирования сельского хозяйства, на рыночных условиях.
Крупнейшие банки, кредитующие агрохозяйства с господдержкой, разрабатывают свои индивидуальные программы. Так, в тесном сотрудничестве выступают Россельхозбанк и «Россельхозбанк страхование». Аналогичный дуэт Сбербанка и его недавно созданного универсального страховщика пока не сложился: страховая компания в сегмент страхования аграрных рисков пока не выходила (хотя дочерний страховой брокер Сбербанка, как было недавно заявлено, развивает в том числе направление сельхозстрахования). Полагаю, ситуация может меняться уже в 2016 году. Мы должны помочь селянину методологически, он должен получить полноценную страховую защиту за посильную плату.
Вообще объем годовой программы госсубсидирования в сельском хозяйстве на текущий год превышает 187 млрд рублей, на следующий – 258 млрд рублей, направлений поддержки множество, и агрострахование – одно из них. Примерный годовой объем выделяемых из федерального бюджета субсидий составляет 5 млрд рублей. Государством субсидируются инвестиционные кредиты аграриев, семеноводство, оборотные средства они могут пополнить за счет льготных целевых кредитов. Есть несвязанная господдержка для аграриев. Банки выдают кредиты под залог будущего урожая и при условии его страхования. Для потребителя та и другая ставка платежа оказываются в условиях господдержки вдвое ниже.
– В прошлом году показатель охвата страхованием посевных площадей на условиях субсидирования оказался на уровне 17,7%. Каким показатель может отказаться по итогам этого года?
– Мы ставим целевой показатель выйти на уровень 15% в 2015 году. Снижение доли охвата объясняется несколькими причинами. Во-первых, мы наблюдали рост цен на ряд товарных позиций, например, на пшеницу. Что происходит при росте страховой суммы при условии сохранения ставок субсидирования неизменными на протяжении 3 лет? Естественно, доля охвата страхованием посевов снижается. К тому же добавились посевные площади Крыма, расширив общий объем посевных площадей в РФ.
Во-вторых, страхование яровых культур в этом году было практически провалено по всем регионам. Хотя винить органы АПК в этом на сей раз не стоит. План сельхозстрахования, на основании которого осуществляется страховая защита, должен был выйти в конце 2014 года – но в конце года изменился закон о господдержке сельхозстрахования, в итоге скорректированный план появился в качестве официального документа 20 июня 2015 года и регионы просто не знали, как им действовать, по каким ставкам субсидирования работать. Теперь нас очень волнует перспектива страхования посевных работ по озимым культурам в ударном режиме. Здесь пик работ приходится на конец августа – сентябрь. Чтобы выйти на желаемый уровень охвата посевных площадей, в среднем потребуется в страховании озимых добиться охвата страхованием 25% посевов. Так что главные итоги, судя по всему, будем подводить в конце осени.
Источник: Финмаркет, 02.09.15
< Предыдущая | Следующая > |
---|