Регулятор ввел мораторий на переоценку ценных бумаг для страховщиков – им разрешено не отражать в отчетности отрицательное изменение стоимости активов.

Негативные процессы в экономике и повышение ключевой ставки привели к обесценению ценных бумаг и, как следствие, необходимости резкой переоценки тех бумаг, в которые вложены средства финансовых компаний. Центральный банк (ЦБ) в этом месяце выпустил информационное письмо, разрешив в отчетности страховых компаний за 2014 год не учитывать ценные бумаги по их рыночной стоимости. Такая мера в декабре принималась в отношении банков. И для банков, и для страховщиков мера направлена на повышение устойчивости.

Теперь для учета, согласно информационному письму ЦБ, с которым ознакомились «Известия», можно использовать цену приобретения или оценку на предыдущую отчетную дату. Отступления от правил допустимы, когда из-за отрицательной переоценки не представляется возможным сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, отмечено в документе. При этом об отражении ценных бумаг по цене, отличной от рыночной, должно быть сказано в пояснениях к отчетности.

Переоценка ликвидных активов проводится в соответствии со стандартами бухучета. В портфелях страховых компаний, указал президент ООО «СК «Ренессанс Жизнь» Олег Киселев, переоценке подлежат фондовые активы – акции и облигации. Но в связи с беспрецедентным ростом ставок долгового рынка в декабре 2014 года (в результате повышения Центробанком ключевой ставки до 17%) цена облигаций существенно снизилась.

– По облигациям некоторых эмитентов проходили сделки по ценам в 60–80% номинала. Это означает отражение убытка в размере 20–40% от позиции у долгосрочного инвестора в такие бумаги, – указал Киселев.

По оценке рейтингового агентства RAEX, доля государственных и муниципальных ценных бумаг, корпоративных акций и облигаций составляет около 70% инвестиционного портфеля страховщиков жизни. У тех, кто специализируется на иных видах страхования, это порядка 40%.

– Переоценка фондовых инструментов российских страховщиков по рыночной стоимости может отразить обесценение их совокупных активов на 2–3% по сравнению со значением на 30 июня 2014 года. У страховщиков жизни – на 8–10%. Для отдельных страховщиков жизни, убытки от переоценки активов по рыночной стоимости могут достигать 20% от объема инвестиций, – говорит замдиректора по страховым рейтингам RAEX Наталья Данзурун.

По информации ЦБ, общий объем премий, собранных страховщиками жизни в 2014 году, составил 108,5 млрд рублей, а количество действующих договоров достигло 12,3 млн, около 12 млн из них – с гражданами.

Введение моратория особенно актуально для страховщиков жизни, которые осуществляют долгосрочные вложения, в связи с тем, что их продукты рассчитаны на длительный период. Речь, в частности, о программах добровольного пенсионного страхования, которые позволяют накопить заранее определенные суммы к определенному сроку и получить дополнительный инвестиционный доход по окончании срока действия программы. Страховщики конкурируют в секторе добровольного пенсионного страхования с негосударственными пенсионными фондами.

По данным «Известий», подобный мораторий на переоценку для НПФ введен не будет: в ЦБ не видят в этом необходимости, поскольку фонды показали в целом в 2014 году невысокую, но положительную доходность – не нарушив законодательства, которое предписывает управлять накопительной частью пенсии россиян без убытков. В предыдущий кризис 2008–2009 годов эта обязанность НПФ показывать доходность вылилась в конфликты с управляющими компаниями, которые в большинстве случаев занимаются непосредственными вложениями средств фондов.

Но страховщикам мораторий сейчас необходим: при существенной доле ценных бумаг в инвестпортфеле страховой компании отрицательная переоценка окажет существенный эффект на ее финансовый результат – и, как следствие, на капитал и платежеспособность.

В такой ситуации, говорит финансовый директор СК «Сбербанк страхование жизни» Евгений Никифоров, с позиции регулятора страхового рынка многие страховщики, даже самые надежные, попадают в зону риска с точки зрения оценки активов. При этом данные компании, по его словам, де-факто являются финансово надежными и не требуют докапитализации или финансового оздоровления: они осуществляют работу в обычном режиме и не зависят от «бумажных» убытков по ценным бумагам.

Дело в том, пояснил финансовый директор СК «PPF Страхование жизни» Ярослав Зох, что страховщики, как правило, являются долгосрочными инвесторами.

– Страховая компания инвестирует полученные от страхователей и собственные средства в облигации с целью держать их до момента погашения таких инструментов. При этом, как известно, стоимость облигации приближается к 100% от номинала ближе к дате ее погашения. Получается, что если компания купила долгосрочную гособлигацию с целью держать ее в своем портфеле до того момента, пока она не будет погашена эмитентом, то существенные колебания в цене такой облигации в течение срока ее жизни не должны влиять на финансовый результат страховой компании, ведь в любом случае страховщик получит по меньшей мере 100% от номинала в момент погашения облигации, – указал Зох.

– Принимая во внимание, что обесценение ценных бумаг носит массовый характер и связано в целом с кризисной ситуацией, меры ЦБ направлены на стабилизацию экономической ситуации на страховом рынке и более лояльную оценка платежеспособности страховых компаний, снижения уровня которой вызвано временным обесценением рынка, – отметила зампред правления СОГАЗа Ольга Крымова. – Во время кризиса 2008 года, добавила она, Минфин предпринял такие же действия в отношении переоценки портфеля ценных бумаг в страховых компаниях.

Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс отметил, что не менее важно дать страховщикам возможность временно оставить валютные активы/пассивы без переоценки по состоянию на конец первого полугодия 2014 года.

Источник: Известия, 31.03.15

Автор: Ширманова Т.