Предложение о введении 2-летних «каникул» на уплату страховых взносов в обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО) невозможно реализовать с 2015 года. Такой вывод следует из материалов, подготовленных к совещанию, которое состоится в Минэкономразвития РФ 4 февраля, в этих материалах обобщена позиция ряда предприятий.

Вопрос о приостановке действия закона об ОСОПО в 2015 году не актуален, поскольку многие предприятия уже заключили договоры ОСОПО на этот год, говорится в материалах к совещанию.

«Как показывают данные блиц-опроса, включенные в подготовленные материалы, значительное число компаний уже заключили договоры страхования на ближайший год, находятся в завершающей стадии их подготовки или заключат их в течение первого квартала. К моменту, когда соответствующее решение созреет и будет надлежаще оформлено, введение режима «каникул» потребует возврата уже перечисленных сумм, что, по всей видимости, должно стать существенной проблемой. Поэтому предположительно допустимый период «заморозки» – с 1 января 2016 года по 1 января 2018 года», – отмечается в материалах.

Тем не менее, судя по материалам к заседанию, представители бизнес-сообщества считают саму идею введения «каникул» на уплату страховых взносов в условиях экономического кризиса здравой. При этом они отмечают и необходимость симметричной остановки выплат страховых возмещений на новый период.

Предложение о возможном введении 2-летнего моратория на уплату страховых взносов в ОСОПО по всем классам опасных предприятий, за исключением первого, возникло при обсуждении антикризисного правительственного пакета мер. Согласно поручению правительства РФ, свои предложения по данной инициативе до 5 февраля должны представить правительству Минэкономразвития, Минфин, а также Ростехнадзор.

Представители бизнес-сообщества отмечают в комментариях к заседанию: «Порядка 60% страховых премий собираются излишне и фактически являются следствием математической ошибки в модели, использованной для расчетов, т.е. эти деньги ни при каких обстоятельствах не могут быть выплачены в пользу лиц, которым в результате аварии может быть причинен физический или имущественный вред».

«Согласно годовым отчетам Национального союза страховщиков ответственности за период 2012–2013 годов, в виде страховых премий по данному виду страхования собрано порядка 18 млрд рублей. В каждый из отчетных годов соотношение выплат к премиям оказывалось на уровне около 2%, то есть в районе 200 млн рублей в год», – пишут промышленники. Отчета за 2014 год пока нет, однако беглый анализ открытой информации об аварийности показывает, что в номинальных объемах с точки зрения выплат ничего существенно не изменилось.

Правда, в материалах отмечается факт ожидаемого снижения сборов в ОСОПО за 2014 год с 9 млрд рублей до 7 млрд рублей. «Однако в целом это не делает модель хоть сколько-то более сбалансированной», – считают представители предприятий.

Кроме того, они готовы признать спорной идею сохранения страхования для предприятий первой категории опасности. Согласно плану антикризисных мер, на такие предприятия страхование ОПО должно распространяться по-прежнему.

Объекты первого класса опасности по статистике практически безаварийны, исключение здесь составляют лишь угольные шахты и подобные им взрывоопасные объекты, которые со вступлением в силу новой редакции закона о промышленной безопасности также отнесены к объектам первого класса опасности. Поручение не отменяет возможности постановки вопроса о замораживании системы обязательного страхования как таковой, включая и обязательное страхование объектов первого класса опасности. То есть инициаторы моратория готовы пойти дальше и настаивать на полном замораживании ОСОПО в отношении всех опасных объектов в РФ.

Промышленники предпочитают добровольное страхование

«Заморозка действия системы обязательного страхования приведет в том числе к открытию рынка для страховых компаний, не входящих в пул НССО, и повлечет за собой возможность обоснованного снижения страховых тарифов для конкретных страхователей», – считают представители бизнеса.

Однако такое предположение опровергает представитель рынка ОСОПО. «Одновременно с тарифом желательно оценивать способность компании осуществить выплату по договору», – заявил он агентству «Интерфакс-АФИ». «Следует понимать, что остановка закона разрушит механизмы солидарной ответственности страховщиков ОСОПО. Такие риски в разовом порядке на международном рынке да в нынешних условиях вообще не удастся перестраховать адекватно», – убежден он. Кроме того, страховщик напомнил, что закон об ОСОПО вводился как раз из-за отсутствия системы добровольного страхования ответственности опасных предприятий.

«Первоочередной задачей правительства должно являться восстановления доверия бизнеса к своей деятельности в целом и к проводимой экономической политике в частности», – отмечается в материалах к совещанию в Минэкономразвития. В числе таких задач промышленники числят и снижение нагрузки на бизнес.

«Страхование – это механизм защиты граждан, а не нагрузка на бизнес. Одновременно защита граждан – также важнейшая задача государства», – заявил агентству «Интерфакс-АФИ» первый зампред правления компании «СОГАЗ» Николай Галушин.

«Налоги, акцизы, НДС – это тоже нагрузка на бизнес, но без такой нагрузки не может существовать государство. И без страхования не могут быть обеспечены вопросы защиты интересов граждан и бизнеса, которые, как в данном случае, могут пострадать в результате аварии на ОПО», – сказал он.

Как сообщалось ранее, инициативы о введении 2-летних каникул в ОСОПО пока не поддержали представители Минфина РФ и Центробанка.

Источник: Финмаркет, 04.02.15