Минфин РФ выступает против приостановки действия закона об ОСОПО на 2 года в отношении трех из четырех классов опасных объектов, сообщила агентству «Интерфакс-АФИ» заместитель руководителя департамента финансовой политики Вера Балакирева в связи с возможным принятием решения о введении «каникул» на этот срок на уплату страховых взносов большинством опасных предприятий.

Как сообщалось ранее, правительство РФ в среду опубликовало распоряжение в рамках антикризисных мер, где до 5 февраля Минэкономразвития, Минфину, Ростехнадзору предписано подготовить предложения на эту тему «с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти».

«Приостановка передачи страховых премий компаниям по договорам страхования автоматически влечет приостановку исполнения ими обязательств», – убеждена представитель Минфина РФ.

«Это означает, что установленные законом социальные обязательства перед гражданами исполняться не будут. При возникновении аварий на опасных предприятиях ущерб должно будет компенсировать государство – бюджет, и без того напряженный, в котором подобные расходы не заложены», – считает В.Балакирева. И все это на фоне развивающейся тенденции к увеличению частотности событий, носящих признаки страховых, отметила она.

«Со своей стороны Минфин РФ в последнее время, напротив, работал над расширением обязательств страховщиков в ОСОПО. Замечу, тема повышения тарифов при этом не обсуждалась. В поправках к закону об ОСОПО, направленных на днях Минфином РФ в правительство, предложено увеличить объем возмещений за вред имуществу, конкретизировать порядок и размер выплат вынужденным переселенцам, расширить лимиты выплат по шахтам», – сказала В.Балакирева.

«Опубликованные в среду в пакете антикризисных правительственных мер инициативы по введению каникул на уплату страховых взносов уже обсуждались с участием Минэкономразвития. На этих рабочих встречах представители Минфина РФ приводили свою аргументацию и возражения», – пояснила В.Балакирева. Она добавила, что Минфин РФ готов продолжить диалог в конструктивном русле.

Источник в Банке России сообщил агентству «Интерфакс-АФИ», что мегарегулятор также не поддерживает данную инициативу.

Двусмысленное предложение

Комментируя инициативу, изложенную в антикризисном плане правительства, представитель страховой компании, имеющей значительный портфель договоров ОСОПО, сказал агентству «Интерфакс-АФИ», что «этот пункт антикризисного плана допускает различные толкования». «С одной стороны, речь может вестись о приостановке действия закона об ОСОПО на 2 года, также можно понять инициативу как предложение отменить страховые взносы для страхователей на 2 года при сохранении на этот период обязательства страховщиков по выплатам в ОСОПО», – добавил он. Последний вариант трактовки инициативы собеседник агентства считает «экзотической идеей».

Он добавил, что разработчики предложения готовы ставить вопрос о введении каникул не для всех классов опасных объектов, а избирательно. Самые опасные предприятия из первого класса ОПО таких каникул не получат в любом случае.

«Во-первых, такой избирательный подход может означать дискриминацию в получении выплат пострадавшими, во-вторых, 95% страхователей оказываются вне закона. Сегмент страхового рынка, в том числе и механизм перестрахования в ОСОПО, разрушаются», – считает он.

«Во-вторых, как показывает практика, предприятие может содержать как объекты первого класса, так и объекты других классов опасности», – отметил источник.

По мнению главного эксперта «Интерфакс-ЦЭА» Анжелы Долгополовой, «экономия для самих опасных предприятий на страховой премии при введении «каникул» на уплату взносов в ОСОПО минимальная, если средний размер такого взноса составляет для предприятия 30 тыс. рублей. Овчинка выделки не стоит».

Она напомнила, что общие сборы в ОСОПО в 2014 году составили около 6,5 млрд рублей. «Это равно лимиту максимальной выплаты в ОСОПО по одному страховому событию», – сказала аналитик.

Возврат в прошлое

«Не хочется вспоминать резонансные события и аварии, в результате которых закон об ОСОПО был принят», – отметил первый зампред правления компании «СОГАЗ» Николай Галушин. Тогда нагрузка по выплатам семьям погибших легла, в том числе, на бюджет. «Новые инициативы – это возврат в прошлое», – убежден страховщик.

В свою очередь президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев сказал агентству «Интерфакс-АФИ», что «предварительный анализ поручения указывает на фактическое освобождение владельцев 98% всех опасных объектов Российской Федерации на 2 года от обязанности страхования, что не позволит в случае аварий на них обеспечить компенсациями население и работников этих ОПО. По сути, это отказ от социальной защиты всех тех, кто работает и живет рядом с промышленными предприятиями. Такой подход считать допустимым мы не можем».

«Мы считаем, что вводить каникулы на какой бы то ни было срок по ОСОПО – как в форме неоплаты страховой премии, так и в форме отказа от страхования – крайне опасная мера, ведущая в целом к дестабилизации ситуации по обязательным видам страхования», – заявил Н.Галушин из СОГАЗа.

«По сути, предлагается использовать только формирующиеся компенсационные фонды на выплату убытков по 99% всех ОПО в стране. Это дезавуирует как саму идею страхования, так и, очевидно, ударяет по предназначению компенсационных выплат, которые направлены на защиту имущественных интересов страхователя в результате банкротства страховщика», – сказал он.

По оценке представителя СОГАЗа, «при реализации подобного сценария произойдет катастрофическое сокращение объемов рынка ОСОПО с нынешних 6,5 млрд рублей до величины около 1 млрд рублей. В конечном счете это приведет и к сокращению отчислений в компенсационный фонд НССО».

По данным НССО, в настоящее время в госреестре содержатся данные о 2034 опасных объектах первого класса опасности. По оценке НССО, страховая премия по объектам первого класса опасности в сумме ориентировочно составляет 400 млн рублей по итогам 2014 года. В структуре выплат по ОСОПО более 95% компенсаций приходится на объекты других классов опасности.

Источник: Финмаркет, 28.01.15