Отечественные финансовые власти определенно настроены на сокращение количества страховых компаний и банков, работающих на российском рынке. Столько страховых и кредитных организаций стране не нужно, уверены чиновники.

 

С 1 января вступили в силу новые требования к минимальному размеру уставного капитала банков и страховых компаний. Особенно радикально государство в лице Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) настроено в отношении участников страховой индустрии. Повышение требований к минимальному размеру уставного капитала было неожиданным и резким – планка выросла в 2–16 раз. До последнего времени страховщикам достаточно было иметь капитал в 30 млн рублей, причем вне зависимости от вида деятельности. Теперь для страховой компании, занимающейся медицинским страхованием, минимальный размер капитала вырос до 60 млн рублей, для универсальных страховщиков и компаний, работающих на рынке страхования жизни, – до 120 млн рублей и 240 млн рублей соответственно, для перестраховочных компаний – до 480 млн рублей.

Закон о повышении требований к страховым компаниям был принят в конце ноября 2010-го. Но даже года многим страховым компаниям не хватило, чтобы найти требуемые средства. Годовой прирост капитала российских страховщиков составляет считанные проценты, а требуется его увеличить в разы! За весь 2010 год совокупный уставный капитал российских компаний увеличился всего на 3,3%, за шесть месяцев 2011 года – на 4,8%. «Для того чтобы рынок подготовился к новым правилам, исходящим от регулятора, необходимо больше времени, – говорит генеральный директор компании «АльфаСтрахование-Жизнь» Алексей Слюсарь. – Увеличение срока, в течение которого изменения могут быть реализованы, – оптимальный вариант компромисса между сторонниками и противниками жестких мер; необходимо заранее информировать страховщиков, что, к примеру, с 1 января 2014 года будут введены новые требования к капиталу, его качеству, чтобы рынок успел подготовиться». Менеджер компании «Эрнст энд Янг» София Иевенко считает, что введение новых требований будет способствовать уходу мелких компаний и усилению концентрации на страховом рынке, и, с точки зрения облегчения процедур контроля в целом, это планомерное решение. «Но остается не до конца решенным вопрос о своевременности, эффективности и качестве подобных контрольных процедур», – говорит эксперт. Лишь 12% из нуждающихся в капитале компаний, по данным консалтинговой фирмы Oliver Wyman, могли рассчитывать на помощь от акционеров. На рынке большинству страховщиков привлечь средства еще более проблематично. Остается путь «рисования» капитала. И участники рынка уверены, что регулятор вряд ли сможет быстро разобраться со всеми случаями подобных манипуляций.

Если честно, многие страховщики просто рассчитывали на поблажки от ФСФР. Согласно опросу Oliver Wyman, 36% руководителей российских страховых компаний полагали, что структуры, не получившие дополнительный капитал от своих акционеров или инвесторов, все равно останутся на рынке. А потому еще полгода назад до 60% страховщиков не спешили приводить свои показатели в соответствие с новыми стандартами. Всего за месяц до нового года таких насчитывалось 49% от общего количества страховых компаний в России.

За четыре дня до наступления дня икс глава службы Дмитрий Панкин сообщил, что 202 компании не предоставили в ФСФР данные, подтверждающие увеличение уставного капитала. Нехватка капитала на страховом рынке составила 30 млрд рублей. Всего в реестре субъектов страхового дела на тот момент числилось 587 компаний, то есть каждая третья из них оказалась не готова к реалиям 2012 года.

Но как бы то ни было, ужесточение требований к страховщикам, несомненно, приведет к сокращению их численности. По оценке Дмитрия Панкина, с рынка уйдет порядка 100 компаний, то есть каждая шестая из ныне существующих. И горевать об этом в ФСФР не будут – доля этих структур на рынке страховых услуг не превышает 1%. Иная ситуация в сегменте страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). По данным Российского союза автостраховщиков, из 113 компаний, продающих сегодня полисы «автогражданки», к началу года 21 страховая компания не выполнила новые требования по капиталу – на эти компании приходится более 4% рынка ОСАГО. Конечно, консолидация в отрасли, которую мы наблюдаем последние десять лет, вполне закономерный процесс – его, в целом, поддерживают и сами участники рынка. Главной целью ужесточения правил игры на рынке страхования и регулятор, и сами страховщики видят избавление рынка от мошенников и недобросовестных участников. «Введение подобных мер со стороны регулятора участниками рынка обсуждается достаточно давно. Сами страховщики часто призывают ФСФР к более активным и жестким мерам, – подтверждает Алексей Слюсарь. – Процесс консолидации будет сопровождать увеличение активности в сфере слияний и поглощений, что, в свою очередь, позволит очистить рынок от недобросовестных игроков, повлечет за собой повышение качества андеррайтинга, изменения в инвестиционной политике».

Но повышение размера уставного капитала для страховщиков не единственная мера, с помощью которой можно было бы изменить ситуацию на рынке. По словам Софии Иевенко, сокращение количества игроков на страховом рынке само по себе не способно справиться с решением таких системных проблем, как фальсификация отчетности, появление страховых пирамид, низкое качество активов, принимаемых к размещению собственных средств и страховых резервов даже при соблюдении требований к их составу и структуре, низкая рентабельность страхового бизнеса.

В существующих требованиях регулятора есть ряд недостатков. Например, не учитываются качество и специфика принимаемых рисков. А такие действия страховых компаний, как сделки со связанными компаниями, не подлежат контролю вообще, говорит эксперт. «Среди прочих системных проблем, которые остаются нерешенными, стоит отметить высокий уровень расходов на ведение дел, которые по результатам I полугодия 2011 года у половины страховых компаний превысили 50% от доходов, а также демпинг и связанную с ним высокую убыточность», – напоминает София Иевенко. Эти проблемы, к сожалению, невозможно контролировать исключительно ужесточением требований к размеру минимального уставного капитала. Но именно в них причины низкой рентабельности страхового бизнеса, которая почти в два раза ниже, чем в банковском секторе.

 

 

Впрочем, и в банковском мире места хватает не всем. Сегодня, как метко подметил замминистра финансов Алексей Саватюгин, на каждое российское кредитное учреждение приходится по четыре чиновника в Центробанке. И они, как выясняется, не прочь сократить количество поднадзорных организаций. Минимальный капитал российских банков с 2012 года составляет 180 млн рублей (в прошлом году требование по этому показателю было на уровне 90 млн рублей), а к 2015 году он должен увеличиться до 300 млн рублей. Требования будут расти и в дальнейшем – после 2015 года ЦБ планирует поднять планку до 500 млн рублей, а затем и до 800 млн рублей.

«Мы наблюдаем стремление регулятора к уменьшению количества банков, консолидации рынка, избавлению от небольших организаций», – говорит старший вице-президент, директор управления казначейства банка «Ренессанс Кредит» Алексей Орехов. Подобные меры, по словам эксперта, могут добавить банковской системе устойчивости и вряд ли серьезно повлияют на уровень конкуренции в секторе – уже сегодня маленькие банки не соперничают с крупными и средними игроками. Конкурентная борьба идет как раз между представителями «высших эшелонов», имеющими достаточный уровень капитала и значительную долю рынка. Мелкие игроки либо выполняют некую социальную функцию там, где других банков по какой-то причине нет, а банковские услуги востребованы, либо используются для реализации различных «схемок», считает Алексей Орехов.

В целом новые требования по капиталу, по мнению чиновников, вовсе не выглядят катастрофическими для банковского сектора. В Китае, Сингапуре и даже на Украине они в разы жестче, чем в России. «Многие требования уже давно существуют во всем мире, и то, что они у нас до сих пор не применялись, говорит о молодости нашего рынка», – считает директор департамента финансовых институтов и рынков капитала СМП Банка Юлия Слюсарь. – Регулятор в данном случае старается повысить надежность компаний, а то, что не все участники соответствуют новым требованиям, это – естественный отбор».

По оценкам Центробанка, жертвами такого естественного отбора в 2012 году могут стать до 55 кредитных организаций. На рынке в этом случае останется чуть более 900 банковских учреждений. Прогноз Агентства по страхованию вкладов более оптимистичен – банковский рынок покинет чуть более 3% организаций, это 30 банков. В целом до 2015 года рынок лишится 100–150 кредитных организаций, большинству из которых придется отказаться от банковской лицензии, переквалифицироваться в некоммерческую организацию или продаться более крупному и удачливому конкуренту.

Источник: Профиль, №1, 16.01.12

Автор: Хмелев М.