|
Мегарегулятор заступил на пост
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) упразднена, вместе с ней уходят часть ее руководства и спокойная жизнь подопечных службы.
Со вчерашнего дня надзор за всем финансовым рынком перешел к мегарегулятору – Центробанку, а ФСФР официально упразднена. Функции ФСФР перешли к Службе Банка России по финансовым рынкам (СБРФ), которую возглавил первый зампред мегарегулятора Сергей Швецов. ФСФР еще не перестала существовать, она будет ликвидирована до конца года, следует из приказа президента Владимира Путина.
В новую структуру не перешел работать не только экс-руководитель ФСФР Дмитрий Панкин, сообщивший об этом в августе, но и его заместитель Сергей Харламов, курировавший коллективные инвестиции и регулирование участников финансового рынка, рассказали «Ведомостям» сотрудник упраздненной ФСФР, федеральный чиновник, близкий к службе, и работавший с ФСФР финансист. С самим Харламовым вчера связаться не удалось. Ликвидатор ФСФР и один из ее замруководителя Юлия Бондарева отказалась от кадровых комментариев. Ранее Швецов говорил, что рассчитывает на переход всех шести заместителей Панкина на работу в новую службу. Помимо Харламова и Бондаревой это Елена Курицына, Игорь Жук, Олег Пилипец и Яна Пурескина. Первым заместителем руководителя СБРФ назначен Владимир Чистюхин, который будет курировать вопросы страхования, лицензирования, регистрации, микрофинансовую деятельность и отношения с территориями.
Теперь для подопечных ФСФР надзор сдвинется в сторону банковского, констатирует партнер Goltsblat BLP Олег Хохлов.
У инвестиционной и брокерской индустрий сейчас самые тяжелые времена, подчеркивает гендиректор «Атона» Андрей Звездочкин, главные ожидания от СБРФ связаны с решениями, которые много лет обсуждаются, – привлечением индивидуальных инвесторов на фондовый рынок и снижением процентных ставок. Основной риск для участников рынка связан с тем, насколько эффективно объединенная структура будет осуществлять свои функции, говорит гендиректор УК «УралСиб» Юрий Белонощенко: внесение изменений в правила фондов, регистрация проспекта эмиссии, обработка отчетов. Белонощенко также обращает внимание на возможный конфликт интересов: ЦБ – акционер Московской биржи, который участвует в торгах на организованном рынке. Среди преимуществ мегарегулятора он выделяет единый подход к регулированию разных финансовых компаний.
За месяц до своего ухода Панкин предупредил, что «самый важный и больной участок» – негосударственные пенсионные фонды (НПФ). «Предполагается, что подход к регулированию акционерных пенсионных фондов должен быть аналогичен принципам регулирования кредитных организаций», – рассказывал ранее замминистра финансов Алексей Моисеев. Для НПФ заработает система гарантирования накоплений, аналогичная системе страхования вкладов для банков. Но взамен регулятор потребует от фондов большей прозрачности и подконтрольности, в том числе в вопросе их правового статуса.
Среди преимуществ мегарегулятора Белонощенко выделяет единый подход к регулированию разных финансовых компаний. С ним согласна гендиректор страховой группы «УралСиб» Сирма Готовац: «В результате на рынке останутся по-настоящему надежные компании с достаточными резервами и капиталом». В
Первый зампредседателя правления СОГАЗа Николай Галушин ожидает от нового регулятора изменения процесса надзора: не реакция после возникновения проблем у страховщика, а акцент на предотвращение таких ситуаций. Особо пристальным должен стать контроль за страховщиками, занимающимися обязательными видами, подчеркивает он.
Одна из причин создания мегарегулятора – в стремительном развитии рынка микрофинансирования, ФСФР не хватало ресурсов, напоминает президент НАУМИР Михаил Мамута. Он ожидает, что мегарегулятор поможет обеспечить более качественный контроль, поскольку сейчас около 5–7% микрофинансовых организаций пытаются обходить закон. Но надо опасаться синхронных решений для рынков микрофинансирования и банковского, поскольку риски разные, предупреждает Мамута.
Источник: Ведомости, №159, 02.09.13
Авторы: Бочкарева Т., Орлова Ю.
< Предыдущая | Следующая > |
---|