Сбербанк собирает пенсии
Санкции вынудили Сбербанк искать альтернативные источники длинных денег. Он обратился к НПФ и страховщикам, но они не готовы размещать средства так дешево, как предлагает госбанк.
Из-за санкций Сбербанк активизировал работу с крупными пенсионными фондами и страховщиками: по сравнению с ликвидностью от ЦБ это длинные и относительно дешевые деньги, рассказал топ-менеджер Сбербанка. «Мы заинтересованы в долгосрочных ресурсах – свыше года», – объяснил он, добавив, что ставка будет зависеть от размера и срока депозитов и графика выплаты процентов. Сколько держит в Сбербанке дочерний «НПФ Сбербанка», фонд и банк не комментируют.
Под санкции подпали ВЭБ, ВТБ, Россельхозбанк (РСХБ), Сбербанк и Газпромбанк: западным инвесторам запрещено предоставлять им финансирование более чем на 30 дней.
«РЕСО-Гарантия» в последние недели получила несколько предложений о размещении резервов в депозиты «как минимум от двух ведущих госбанков», а также от крупных частных банков, говорит гендиректор группы «РЕСО» Андрей Савельев. «Предлагают разместить депозиты по ставке выше 5% годовых в долларах на год, – рассказывает он. – Думаю, будет еще выше – около 7%».
«Предложения о размещении депозитов от крупнейших банков поступали и поступают – они стремятся компенсировать определенный дефицит ликвидности», – признает гендиректор «Газфонд пенсионные накопления» Андрей Кокин, добавляя, что «ввиду выгодности условий эти предложения нас интересуют». Фонд увеличил размещение в родственном Газпромбанке, но «не в связи с санкциями, а в связи с улучшением условий», причем «незначительно» – новые накопления не поступают, подчеркивает Кокин.
«НПФ – это устойчивая база, они размещают большие объемы на год и больше, банки традиционно предлагали им ставки выше, чем компаниям», – говорит управляющий портфелем УК «Альянс инвестиции» Олег Попов. Правда, сейчас возможности НПФ ограничены (см. врез).
Лидер страхового рынка СОГАЗ размещает депозиты во всех государственных и многих крупных частных банках – всего это около 70 банков, в крупнейших депозиты более чем на 1 млрд руб., со сроками размещения в среднем один год, рассказывает предправления группы «СОГАЗ» Сергей Иванов.
«Подобные предложения [от банков, попавших под санкции] нам не поступали», – говорит он, отмечая, что эти банки могут привлекать средства на сопоставимые сроки дешевле: у физлиц, на аукционах Минфина или в ЦБ. У Сбербанка достаточно других источников ликвидности, удивлен Попов: «Вероятно, дело в ставках – Сбербанк рассчитывает получить от НПФ более дешевое фондирование, чем на аукционах ЦБ или от вкладчиков». Но учитывая нынешний уровень ставок, вряд ли фонды заинтересует доходность ниже 10% годовых от Сбербанка и 11–12% по депозитам крупных частных банков.
СОГАЗ, по словам Иванова, сейчас размещает депозиты по ставке от 10% годовых на девять месяцев, до 11,5% – на год, 12% – на полтора года, сопоставимая доходность на долговом рынке – «недавно приобрели при первичном размещении облигации частных банков из топ-20 с купоном в 12–13% годовых».
Газпромбанк, по словам члена правления Екатерины Трофимовой, «работает практически со всеми крупными страховщиками и управляющими компаниями и вводить специальные продукты привлечения для страховых или пенсионных фондов пока не планирует». В Сбербанке и ВТБ отказались от комментариев, РСХБ не ответил на запрос.
Пенсионные деньги
600 миллиардов рублей лишились НПФ из-за изъятия накоплений 2014–2015 гг. Правительство обсуждает возврат НПФ 500 млрд руб. взносов за конец
Источник: Ведомости, №180, 29.09.14
Авторы: Биянова Н., Воронова Т., Рожков А.